Новости

30.07.2019 20:25
Рубрика: Власть

Обыкновенная ксенофобия

Райнер Бальцер, один из активистов "Альтернативы для Германии", крайне правой партии, в последние годы уверенно набирающей голоса на немецких выборах разных уровней, начал расследование по поводу того, сколько артистов негерманского происхождения работает в государственных театрах. Он направил запросы в ряд земельных ведомств культуры, поскольку эта сфера деятельности по преимуществу находится в компетенции федеральных земель, а те, в свою очередь, обратились за сведениями в подведомственные учреждения. Видимо, не забыв о том, что нацистские "Нюрнбергские законы" - "Закон о гражданине Рейха" и "Закон об охране германской крови и германской чести", принятые в сентябре 1935 года, находятся под запретом в сегодняшней ФРГ, как и прочее наследие Третьего рейха, Бальцер в публичных заявлениях сразу отметает любые обвинения в ксенофобии. Его, мол, беспокоит качество художественного образования в ФРГ. Если немецкие художественные институты вынуждены приглашать для сотрудничества иностранных певцов, танцовщиков или музейных работников, то выпускники национальных высших учебных заведений не готовы к профессиональной деятельности.

А что его запросы напоминают о временах гитлеризма, надо оставить на совести недобросовестных СМИ и руководителей учреждений культуры. Но интенданты немецких театров, судя по всему, беспокоятся не зря. "Альтернатива для Германии", которая после парламентских выборов 24 сентября 2017 года по числу депутатских мандатов стала третьей партией в Бундестаге, решила активно вмешиваться в культурную политику. Это особенно ощутимо в тех землях, где "Альтернатива для Германии" занимает первое или второе место в местных законодательных органах. Но даже в столичном Берлине, отличающемся космополитичностью, где, казалось, позиции крайне правых не столь сильны, с ними уже предпочитают публично не дискутировать. Не случайно после критики в адрес "А.д.Г" со стороны руководства берлинского "Фридрих-Штадт-Паласа" бюджет этого известного центра эстрадного искусства был заметно сокращен. Подобные процессы происходят и в других землях Германии.

Примечательно, что "Нью-Йорк таймс" несколько дней назад поместила на первой полосе статью Томаса Роджерса о том, как политика "А.д.Г" влияет на настроения актеров иностранцев не только в восточных, но и в западных землях ФРГ. Например, в Баден-Вюртемберге. Местное ведомство, занимающееся вопросами культуры, направило запрос, предписывающий руководству Штутгартской государственной оперы дать информацию о количестве иностранцев в балетной и оперной труппах. Подобное обращение вызвало серьезную оппозицию в творческой среде. В Штутгартском балете, к примеру, 63 танцовщика представляют 24 национальности, один из ведущих солистов оперы - баритон Эллиот Карлтон Хайнес - афроамериканец по происхождению. Марк-Оливер Хендрикс, руководитель Штутгартской государственной оперы, где ни одно десятилетие работают, что называется, "дети разных народов", справедливо ответил на запрос земельного министерства: "Мы отбираем тех исполнителей, которых считаем наилучшими для нашего театра, - их национальность не имеет значения".

В Германии никто из руководителей государственных театров не требует от мастеров сцены "своим поведением доказывать желание и способность служить германскому народу"

В современной Германии никто из руководителей государственных театров не требует от мастеров сцены "своим поведением доказывать желание и способность служить германскому народу", как то предписывала статья 2-я "Закона о гражданине Рейха". Они хотят, чтобы на подмостках профессионалы занимались подлинным творчеством, вне зависимости от цвета кожи, пола, политических и конфессиональных взглядов. Что бы ни утверждали пропагандисты "Альтернативы для Германии" в своей культурной политике, они по существу требуют от учреждений культуры ФРГ создания "позитивной повестки дня, способствующей любви к Отечеству", куда не вписываются ни иностранные артисты, ни преобладание зарубежного репертуара.

Собственно говоря, такой подход к культуре характерен для любой националистической патриотической партии, которая строит свою политику на лозунге "Отечество для единокровных соотечественников". В этом смысле "Альтернатива для Германии" мало чем отличается от других крайне правых партий - во Франции, Нидерландах или Италии. Разумеется, у каждой крайне правой партии своя история, но по существенному ряду вопросов они находят общий язык. Они выступают как евроскептики по отношению к объединенной Европе. И являются категорическими противниками политики Европейского союза в отношении мигрантов из азиатских и африканских стран, который потребовал, чтобы каждая страна приняла определенное число беженцев, руководствуясь принципами гуманизма. Последняя проблема вызвала серьезные дебаты в ФРГ и чуть не стоила поста федерального канцлера Ангеле Меркель, которая в 2016 году была вынуждена признать, что в 2015 году она и ее правительство совершило ряд ошибок, стараясь принять поток мигрантов, обрушившихся на Германию. Ей ставили в вину даже то, что она слишком часто произносила как заклинание: "Мы справимся!"

Но одно дело - проблема беженцев из Ливии, Сирии, Афганистана или Ирака, которые ищут убежища от социальных трагедий. И совсем другое - мировое сообщество оперных и балетных артистов, музыкантов, художников, кинематографистов, высоких профессионалов, которые не одно десятилетие занимаются своим творчеством, не ведая границ. Достаточно вспомнить "Группу 19-ти" - современных художников из Германии, Франции, Великобритании, США, России, чьи произведения стали неотъемлемой частью берлинского Рейхстага. Правда, это произошло до создания "Альтернативы для Германии" в феврале 2013 года.

У каждой крайне правой партии своя история, но по существенному ряду вопросов они находят общий язык. Они выступают как евроскептики по отношению к объединенной Европе

Нет ни одного сколько-нибудь значительного музыкального театра мира, в котором иностранные певцы, танцовщики, дирижеры, режиссеры или хореографы не занимали заметного места. Этого требует современная художественная практика. Вполне естественно, когда русские певцы исполняют произведения Чайковского или Шостаковича в нью-йоркском "Метрополитен", а итальянские - выступают на подмостках Большого или Мариинского театра в репертуаре Дж. Верди или Дж. Пуччини. Чтобы успокоить членов "А.д.Г." замечу, что во всех оперных домах мира Германию представляют специалисты по творчеству Рихарда Вагнера - певцы и дирижеры. Эта практика - вовсе не заговор выдуманной "мировой закулисы", а требование мирового профессионального сообщества и, что еще важнее, международной зрительской аудитории. А они полагают, - во всяком случае, сегодня, что искусство - выше политики. И они точно знают, что немецкое музыкальное образование - одно из лучших в мире.

Власть Позиция Колонка Михаила Швыдкого