Новости

31.07.2019 13:06
Рубрика: Власть

Точно в "десятку"

Лавров обсудил "стратегическое партнерство" с коллегами по АСЕАН
В среду перед началом встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с "десяткой" его коллег, представляющих страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, я искал образ, который мог бы наглядно проиллюстрировать происходящие в этой структуре процессы. Многочисленные политические мероприятия под "зонтиком" АСЕАН - региональные форумы по безопасности, совещания министров обороны АСЕАН с диалоговыми партнерами, восточноазиатские саммиты - я бы сравнил с судоходством на рассекающей Бангкок реке Чао Прайя.
Сергей Лавров и коллеги по АСЕАН согласились действовать вместе на мировой арене и не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Фото: EPA Сергей Лавров и коллеги по АСЕАН согласились действовать вместе на мировой арене и не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Фото: EPA
Сергей Лавров и коллеги по АСЕАН согласились действовать вместе на мировой арене и не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Фото: EPA

Со стороны кажется, что эта водная магистраль охвачена броуновским движением десятков катеров, паромов, лодочек и туристических водных автобусов всех форм, размеров и цветов, которые днем и ночью хаотично движутся, концентрируясь вокруг главных достопримечательностей тайской столицы. Но стоит присмотреться, и обнаруживаешь, что никакого хаоса нет. Все движение подчинено дисциплине, иерархии и расчету, где интересы каждого плавсредства увязаны с общими целями, а взаимная вежливость, предупредительность и неагрессивность позволяют избегать серьезных проблем даже когда это выглядит неизбежным.

Геополитическую гибкость, в которой кроется секрет влияния Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на мировые процессы, в ее лексиконе называют "Путь АСЕАН". Причем оба слова пишут с заглавной буквы. Формально у ассоциации нет даже устава, однако в ее основе лежат иные, не менее цементирующие понятия - принципы, подходы и способы реализации целей, которым без "бумажек" добровольно следуют все члены АСЕАН, просто потому, что так действовать правильно, а иной образ мышления разрушителен. Правильно не вмешиваться во внутренние дела друг друга, обеспечивать взаимную поддержку и объединять усилия на международной арене.

В этом не декларативном, но твердо соблюдаемом подходе, где "один за всех, а все за одного", американцы не без оснований видят угрозу своим интересам. Вашингтон, даже став диалоговым партнером АСЕАН, мучительно переживает, что и "музыка" у Ассоциации государств Юго-Восточной Азии своя, не американская, и "табачок" с США врозь. Отсюда проистекает желание Белого дома ослабить АСЕАН, подменить принципы единой и неделимой безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе собственным планом, основанным на блоковом построении американских союзников и вассалов в рамках так называемой "индо-тихоокеанской концепции".

Россия, по словам Лаврова, с такими инициативами категорически не согласна и отвергает любые шаги, направленные на ослабление асеановских структур в интересах отдельных стран. В свою очередь члены ассоциации, что подтвердил глава МИД России, координируют с Москвой свои действия на многосторонних площадках, включая ООН. Такая взаимная поддержка позволяет обоснованно рассуждать о совпадении "Пути АСЕАН" с российскими национальными интересами, превращает российско-асеановские отношения в полноценное стратегическое партнерство, основанное не в последнюю очередь на взаимном доверии. На встрече Лаврова с "десяткой" министров иностранных дел ассоциации обсуждалось, в каких направлениях следует развивать это партнерство, чтобы наполнить его реальным содержанием в сфере экономики (нынешний ежегодный товарооборот России со странами АСЕАН достиг почти 20 миллиардов долларов. - "РГ"), безопасности, придать импульс гуманитарным проектам, обеспечить эти процессы необходимой договорно-правовой базой.

Как заявил, выступая перед министрами иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Сергей Лавров, "разделяемая нашими странами внешнеполитическая философия фактически идентична". Он предложил при обсуждении международной проблематики "сосредоточиться на выстраивании в Азиатско-Тихоокеанском регионе адекватной современным реалиям архитектуры равной и неделимой безопасности".

Помимо российско-асеановской двусторонней повестки Лавров обсудил с "десяткой" развитие связей ассоциации с Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. Для асеановцев это абсолютно новый опыт. Прежде они никогда не выстраивали диалоговых отношений с уже действующими геополитическими структурами - только с отдельными государствами в формате "АСЕАН плюс". Но именно этот новый союзнический формат, по мнению экспертов, открывает дополнительное окно возможностей для партнерства на пространстве Евразии. Причем российская инициатива выглядит достаточно привлекательной для ассоциации с учетом того, что их потенциальные партнеры в ШОС и ЕАЭС разделяют принципы, на которых основан "Путь АСЕАН".

Добавлю, что перед встречей с Лавровым у асеановской "десятки" состоялись переговоры в аналогичном формате с китайской делегацией. На них также говорилось об укреплении связей ассоциации с Пекином.

Впрочем, осознание деструктивных планов Вашингтона по разрушению асеановской объединительной повестки не помешает 1 августа министрам иностранных дел стран, входящих в АСЕАН, встретиться с госсекретарем США Майклом Помпео. Заложенные в "Пути АСЕАН" принципы не позволяют этому объединению придерживаться агрессивной риторики даже в отношении тех "партнеров", кто проявляет закулисную заинтересованность в развале ассоциации.

Участники АСЕАН научились искать компромиссы ценой отказа от собственных желаний, они отвергают войну как средство реализации национальных интересов и предпочитают отложить вызывающий ожесточенные споры вопрос "под сукно" ради сохранения общей гармонии в асеановском сообществе. На нынешней встрече в Бангкоке еще одно государство, Перу, подписало с "десяткой" план совместных действий. И с этой "мягкой силой" и одновременно объединительной мощью АСЕАН, США ничего поделать не в состоянии.

Власть Работа власти Внешняя политика В мире Юго-Восточная Азия