31.07.2019 00:10
Поделиться

Водители считают, что лишением прав можно заставить не превышать скорость

Большинство водителей считают, что за превышение скорости необходимо строго наказывать, вплоть до лишения прав. Впрочем, есть и такие, которые полагают борьбу с лихачами бесполезной. Таковы предварительные результаты опроса, который провела российская Госавтоинспекция на своем официальном сайте.
Сергей Михеев/РГ

Из 16,5 тысячи опрошенных более 28,5 процентов считают, что для того, чтобы уменьшить количество нарушений, связанных с превышением скорости, необходимо лишать прав злостных нарушителей. 14,5 процента респондентов уверены, что необходимо существенно повысить штрафы за неоднократные нарушения. 21,5 процента считают, что все бесполезно, убежденных лихачей ничто не остановит. Однако еще 21 процент опрошенных полагают, что активная разъяснительная работа обязательно принесет положительные результаты.

Тема соблюдения скоростного режима уже довольно долго и упорно обсуждается на всех мероприятиях, посвященных безопасности дорожного движения. Предложения звучат самые разные, в том числе и весьма суровые. Так, на заседании Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения, состоявшемся под председательством президента России, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил увеличить максимальный срок лишения прав за превышение скорости более чем на 60 км/ч с полугода до года.

По его словам, порядка 70 процентов ДТП со смертельным исходом происходят по вине водителей, которые нарушают скоростной режим, выезжают на встречную полосу, нарушают правила обгона.

- Поэтому мы предлагаем за нарушение скоростного режима ввести ответственность вплоть до лишения водительских прав при максимальных показателях нарушения скорости сроком до одного года, - сказал Александр Дрозденко.

Но, надо сказать, что в России нет статистики аварий по причине превышения установленной скорости движения. У нас фигурирует выбор скоростного режима, не соответствующий дорожным условиям. То есть, если скорость была ограничена 60 км/ч, водитель ехал 50 км/ч, а на дороге был гололед, то в этой ситуации будет считаться, что он выбрал неправильный скоростной режим.

А губернатор Вологодской области на Петербургском международном экономическом форуме предложил снизить скоростной режим в населенных пунктах с нынешних 60 км/ч до 40 км/ч.

Увеличение средней скорости движения всего на 1 км/ч обычно приводит к росту числа аварий с травматизмом на 3 процента, а со смертельным исходом - на 4-5 процента

Надо сказать, что Всемирная организация здравоохранения назвала превышение установленного ограничения и выбор скорости без учета условий движения одним из пяти ключевых факторов риска, наиболее существенно влияющих на вероятность попадания в аварию, наряду с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, неиспользованием мотошлемов, детских удерживающих устройств, ремней безопасности.

Многочисленные исследования доказывают негативное влияние увеличения скорости движения транспортных средств на состояние аварийности. Так, согласно данным ВОЗ, результаты исследований, проведенных в разных странах, свидетельствуют, что увеличение средней скорости движения всего на 1 км/ч обычно приводит к росту числа аварий с травматизмом на 3 процента, а со смертельным исходом - на 4-5 процентов.

С возрастанием скорости движения растет количество и тяжесть травм, полученных в результате ДТП. Например, для тех, кто находится на передних сиденьях и пользуется ремнями безопасности, вероятность получения серьезных травм возрастает в три раза при скорости 48 км/ч и в четыре раза при скорости 64 км/ч в сравнении с риском при скорости 32 км/ч. При скорости движения в момент столкновения 80 км/ч вероятность смертельного исхода для тех, кто находится на переднем сиденье, возрастает в 20 раз по сравнению со скоростью 32 км/ч.

Вероятность выживания пешехода в ДТП из-за наезда транспортного средства, двигавшегося со скоростью 30 км/ч, составляет около 90 процентов. С ростом скорости степень опасности гибели пешехода увеличивается по нелинейной зависимости. Так, при скорости наезда 50 км/ч риск получения смертельной травмы достигает 60 процентов, а при 60 км/ч и выше - гибель практически неизбежна.

Вероятность выживания пешехода в ДТП из-за наезда транспортного средства, двигавшегося со скоростью 30 км/ч, составляет около 90 процентов. Фото: Сергей Михеев/РГ

Расчеты убедительные. Они наглядно демонстрируют важность вопроса и необходимость усиления работы по профилактике скоростного режима. Но что конкретно нужно сделать для того, чтобы водители соблюдали скоростной режим? Может, устанавливать больше камер на дорогах? Как показывает практика, для злостных лихачей это не преграда. Напомним, что тот гонщик, который прокатился по Крымскому мосту на скорости свыше 200 км/ч только в этом году привлекался к административной ответственности 17 раз за превышение скорости: 13 раз - за превышение от 20 до 40 км/ч, по одному разу за превышение от 40 до 60 км/ч и от 60 до 80 км/ч. Очевидно, что выписываемые штрафы никак не влияли на его поведение.

За превышение скорости более чем на 60 км/ч предусмотрено лишение прав. Но только в том случае, если это нарушение выявил инспектор на дороге. А если такое серьезное превышение выявлено с помощью комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений, то водителю грозит всего лишь штраф 5 тысяч рублей.

Травмы, полученные непристегнутым человеком на скорости 80 км/ч, равнозначны травмам, полученным при падении с восьмого этажа

Вручную превышение скорости инспекторы выявляют в единичных случаях. Правда, в Москве работает система "Пит-стоп", которая позволяет вылавливать таких лихачей с помощью уже установленных камер. С помощью планшетного компьютера инспектор может подключиться к камерам фотофиксации. Программа показывает нарушителя, который превысил скорость более чем на 60 км/ч. Инспектор видит, что через 2-3 минуты машина будет рядом с ним. Он останавливает эту машину, видит, кто за рулем, скорость зафиксирована. Составляется материал и направляется в суд. Если судья считает нужным, применяет санкции, которые предусматривают лишение водительских прав. За прошлый год более 100 нарушений - превышения скорости более 80 км/ч - выявлено с помощью этого комплекса. Это результат. Но речь идет о Москве, где огромное количество камер, и они довольно плотно покрывают город. В других городах и на трассах такая система вряд ли применима.

Поэтому Госавтоинспекция МВД России предложила увеличить размер штрафа за превышение скорости с 20 до 40 км/ч с нынешних 500 рублей до 3 тысяч. Как не раз отмечал в своих выступлениях глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, сейчас эти 500 рублей, а с учетом скидки - 250 рублей, нарушители считают не штрафом, а "платой за проезд".

Правда, вводить такое наказание предлагается только после того, как на дорогах будет наведен порядок. То есть будут убраны лишние ограничения, а на участках, на которых можно увеличить скорость, она будет увеличена. Но сделать это можно будет только после того, как Госавтоинспекция получит право согласовывать комплексные схемы организации дорожного движения, а также проекты организации дорожного движения. То есть не так скоро.

В ГИБДД также не видят смысла повсеместного снижения скорости. Необходимо выявлять места концентрации мест ДТП и устранять их всеми возможными способами. В том числе инженерными: разделять потоки, устанавливать светофоры, и уже в крайнем случае снижать скорость на конкретных опасных участках.

Как показывает практика, знаки ограничения скорости для злостных лихачей не преграда. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
Прямая речь

Наталья Агре, Президент экспертного центра "Движение без опасности":

Cчитает, что одними только штрафными санкциями проблему не решить. Необходимо вести разъяснительную работу. Так, например, проведенная экспертным центром социальная кампания "Некуда спешить". В рамках кампании был снят киноальманах. В его новеллах рассказывалось о простых вещах, о которых мало кто задумывается. Например, о том, что не бывает безопасного превышения скорости. Превышение скорости всего на 10 км/ч увеличит остановочный путь на десятки метров. Комфорт и легкость управления современных автомобилей имеют оборотную сторону - водители "не замечают" скорость, оценивая ее "на глаз" заметно ниже, чем она есть на самом деле.

Даже 40 км/ч достаточно, чтобы сделать неуправляемым и полноприводный автомобиль. В сложных дорожных условиях, таких как дождь и гололед, осмотрительные водители стараются не разгоняться даже до скоростей, разрешенных дорожными знаками и ПДД.

Всего лишь 2 минуты выиграет водитель в городе, преодолевающий средний городской маршрут около 20 км со скоростью 80 км/ч вместо разрешенных 60 км/ч. Так стоят ли эти 2 минуты того самого риска? Тем более что травмы, полученные непристегнутым человеком на скорости 80 км/ч, равнозначны травмам, полученным при падении с восьмого этажа. При 60 км/ч травмы аналогичны полученным при падении с пятого этажа. При 40 км/ч со второго.

Как показали опросы, после проведения этой кампании 40 процентов водителей изменили отношение к выбору скорости и соблюдению ПДД. Результат значимый и значительный.

Сейчас в рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения" стартует еще одна социальная кампания. Само название кампании "Однозначно" и ее логотип, в котором центральная буква О выполнена в виде дорожного знака с цифрой 60, акцентирует наше внимание на однозначном прочтении дорожных знаков. Иными словами, 60 км/ч следует понимать, как 60, а не + пресловутые 19, которые многие прибавляют к разрешенной скорости, ошибочно полагая, что раз за это не штрафуют, значит, можно. Нельзя! Сколько бы вы там ни прибавили, это все равно нарушение ПДД. А главное это прямая угроза жизни. Мероприятия в рамках кампании "Однозначно" направлены на то, чтобы каждый из нас, будь то водитель, пассажир или пешеход, понял и осознал свою роль в безопасности дорожного движения. Без этого никакие меры не принесут должного результата.

Материал подготовлен в рамках Федерального проекта "Безопасность дорожного движения" в части реализации социальной кампании "Однозначно".