На борту барка находятся 78 курсантов Мурманского государственного технического университета (МГТУ), которые отправились в рейс для прохождения учебной практики. Город встретит легендарный барк масштабным праздником. На площади перед морским вокзалом будут организованы концертная программа, массовое гулянье, фудкорт, торговые ряды, площадки для детей и взрослых, кинопоказы. Развлечения будут организованы во все дни стоянки судна в Мурманске.
Предполагалось, что парусник зайдет в Мурманск днем ранее, но его задержал семибалльный шторм со скоростью ветра 21 метр в секунду. Получив информацию о шторме, капитан барка Евгений Ромашкин попытался разойтись с непогодой, повернув на север. Этот маневр почти удался, но все же шторм зацепил "Седова" по касательной - в зоне сильного ветра и волнения парусник находился в течение 38 часов. Этого оказалось достаточно, чтобы многие члены экипажа и курсанты слегли в кубриках с морской болезнью. Сейчас обстановка на борту барка благополучная, шторм не внес коррективы в планы на рейс и в прохождение учебной практики.
Ранее парусник принадлежал МГТУ. В 2016 году университет был передан из ведения Росрыболовства в министерства образования РФ. Владельцем парусника стало Росимущество, а оператором - Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота в Калининграде, которой также принадлежит второй российский парусник - "Крузенштерн".
С тех пор "Седов" не заходил в Мурманск. Сегодня эта традиция возрождается благодаря инициативе врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.
- Сейчас барк остается приписанным к Калининграду, - рассказал ректор МГТУ Сергей Агарков. - На мой взгляд, есть некий перекос в том, что один университет распоряжается сразу двумя парусниками, а Северный рыбохозяйственный бассейн остался без этого важнейшего средства практической подготовки моряков. С точки зрения более эффективного управления собственностью было бы целесообразно возвратить его в оперативное управление МГТУ. Но, безусловно, мы вместе с Калининградом делаем одно общее дело - готовим плавсостав.
По его словам, поднимать этот вопрос в ближайшее время не предполагается, чтобы избежать внутриведомственного конфликта. Существует договоренность о том, что на барке "Седов" ежегодно проходят практику 78-79 мурманских курсантов, а значит, принадлежность парусника мало влияет на учебный процесс.
Во время стоянки "Седова" в Мурманске подняться на его борт сможет любой желающий. Для этого при себе необходимо иметь паспорт. Дети, не достигшие 14 лет, проходят только в сопровождении взрослых. Расписание "открытого трапа": 2 августа с 12.00 до 19.00, 3 августа с 11.00 до 19.00, 4 августа с 11.00 до 19.00, 5 августа с 10.00 до 16.00. На 6 августа намечен отход судна.
Справка "РГ"
Парусник "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннесса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов. Его длина - 117,5 метра, водоизмещение 7 320 тонн, экипаж - 320 человек, площадь парусов - 4192 квадратных метра. Судно было построен на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первоначальное название - "Магдалена". Оно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы, Южной Америки, Австралии и Океании. В 1936 году барк получил новое имя - "Коммодор Йонсен". После Второй мировой войны Советский Союз получил барк по репарации. Корабль назвали "Седов" в честь полярного исследователя Г. Я. Седова.