06.08.2019 21:40
    Поделиться

Где граница между семейным отдыхом и экстримом

Экипаж катамарана "Хромая собака" снова безнадежно отстал от всей группы. Три байдарки, каяк и второй катамаран - "Плавучий зоопарк" - уже давно скрылись за очередным поворотом реки. А мы же тихо шлепали дальше, даже не пытаясь тягаться с ними в скорости. Ничего, подождут, все равно костровая посуда и большая часть общественного скарба едут у нас.

Почему "Хромая xсобака"? Нас трое вместо положенных четырех человек. Катамараном управляют два человека, сидящие на корме. Носовые, они же матросы, обеспечивают скорость. А наш единственный матрос - главный рыбак группы. Поэтому под каждым перекатом Павел откладывает весло и берется за спиннинг. Щуки и окуни клюют нечасто, зато блесна регулярно цепляется за камни и коряги. И чтобы спасти снасть, нам приходится разворачиваться, подниматься против течения. Все это ничуть не ускоряет движение.

- Это не сплав, а какая-то гребля академическая, - ворчит мой напарник Дима, обозревая открывшийся перед нами очередной километровый плес. - Пойдем под правый берег, так хоть немного струячит.

Он чуть притабанивает, и мы смещаемся вправо. Нет там никакого течения, точно также плетемся со скоростью 3 км/ч. А у сбежавших от нас байдарок - 6-7 км/ч, в два раза больше. И сколько нам их еще догонять - совершенно непонятно.

...Подходим к очередной шивере. Пашка распутывает леску, мы с Димой вылезли из стремян и сидим, развалясь на баллонах. Все без спасжилетов и касок - наглядная иллюстрация того, что такое нарушение всех правил техники безопасности.

- Так пройдем?

- Пройдем, притабань чуть.

Прошли.

Наш маршрут по Тунгуде по официальной классификации второй категории сложности. Всего этих категорий шесть, шестая - наивысшая, это для совсем отмороженных профессионалов. Нулевой называют совсем гладкую воду. Первой - если есть некоторые буруны. Новичков, идущих в первый сплав, выпускают максимум на третью. Собственно, наш обычный уровень - маршруты 3-4 к.с. Там не очень страшно, зато есть хорошие пороги, веселые и адреналинистые. Но в этом году сменилась часть нашей команды, и друзья попросили для начала сходить на спокойную реку.

На нашем маршруте всего два значимых для катамарана порога. Корбокошки 2-3 к.с. в первой части маршрута и более серьезный Падун в самом конце.

Корбокошки все суда прошли с ходу идеально, встали на левом берегу на дневку и потом еще несколько раз прокатились, обнося суда по берегу выше порога.

Очередная шивера. Хорошо выраженная струя за сливным треугольником отправляет нас в настоящий "сад камней". Лавируем, но в итоге садимся левым носом на обливник, струя нас заворачивает, и уже моя корма грузно натягивается на камень побольше. Приплыли. Я спрыгиваю за борт, руками выталкиваю катамаран на свободную воду. Забираюсь обратно:

- Пошли!

...За поворотом в небольшом улове собралась вся группа. Одна из байдарок засела на тех же камнях, и капитан, отталкиваясь веслом от камней, сломал лопасть. Бывает. Подсуетившись, мы забираем его матроса к себе - для катамарана есть запасное весло, а для байдарки - нет. Нам же четвертый человек очень кстати. А на байдарке и одному нормально идти.

С полным комплектом гребцов мы выравниваем скорость с другим катамараном и на стоянку приходим одновременно.

Где-то впереди Падун. Про него известно, что просматривать не будем - адмиралу лень обходить по берегу двухкилометровую входную шиверу.

- Как увидите посреди реки огромный камень, идите влево, а там все и с воды нормально видно, - напутствует он.

15 тысяч рублей стоили наши путевки на неделю

Мы снова втроем, снова отстали. Длинная шивера, постоянно цепляем бревна и обливняки. Когда перед нами возникает тот самый камень, все уже изрядно утомились. За ним уровень воды падает разом на метр-полтора, и это уже должно быть весело. Смотрю слив: две плиты по краям, между ними проход... А в центре его, похоже, камень. Он под водой, но на какой глубине, не очень понятно. В любом случае вот место, где нам будет интересно!

- Чуть лево!

- Притабань!

- Прямо! Сильно!

- Держимся! - Это не команды, мы просто согласовываем свои действия.

Все-таки ныряем вниз немного лагом, упираемся правым носом в вал, выравниваемся и видим впереди на воде каску, а дальше, уже у берега, наши суда, одна байдарка и каяк перевернуты. Суеты нет, все спокойны, нам показывают жестами: подберите каску и гребите сюда.

Подчаливаем к группе, узнаем, кто и как переворачивался, как вытаскивали из воды, как буксировали суда к берегу. Сливаем воду из кильнувшихся лодок, существенных травм и потерь имущества нет. И пока ребята грузят обратно свои гермы, отчаливаем первыми и выходим на струю. Редкий случай, чтобы "Хромая собака" шла впереди. Почти до самого финиша.