Несколько десятков судов, собранных своими руками, парадом прошлись вдоль острова, а на берегу можно было увидеть коллекцию лодочных моторов, уникальных судов, научиться вязать морские узлы, отведать ухи по старинному рецепту. Организаторы даже устроили соревнование бурлацких артелей.
Одним из инициаторов феста стал местный житель Павел Тиняев. Вместе с единомышленниками он создал некоммерческую организацию, которая будет возрождать волжские традиции судостроения. Он считает, что все, кто живет вдоль великой реки, объединены в межнациональный, межкультурный субэтнос.
"У волжан тверских точно есть что-то общее с волжанами из Астрахани или Татарстана, - говорит он. - Сто лет назад в России никаких дорог толком не было, и в силу исторически сложившихся обстоятельств Волга стала связующей нитью, на которую нанизывалось Российское государство. Мы хотим развеять этот миф, что отдых на воде и владение лодкой носят элитарный характер. Да, наверное, мотор и топливо сегодня стоят дороговато, однако парусные суда не требуют такого количества денег, им необходимы только любовь и внимание".
Москвич Андрей Невзоров тоже считает, что яхту может построить и ходить после этого под парусами, по сути, любой человек, и не нужны для этого миллионы евро. Свой "Эпсилон" он построил за полтора года, потратив на это около 4 миллионов рублей. Его уютная яхта больше напоминает квартиру, в которой он в следующем году вместе со своей женой Еленой собирается во второе в своей жизни кругосветное путешествие.
- Эта лодка готова к любым испытаниям, можно заглянуть в глаз тихоокеанскому урагану, - говорит морской волк. - Помните, Джек Лондон в своих "Рассказах южных морей" утверждал, что если угодить в глаз урагану, то можно зажечь спичку, и она не потухнет, поскольку там нет ветра. У меня есть такая мечта, и я хочу это проверить.
Еще 30 лет назад по Волге в большом количестве рассекали как моторные лодки, так и парусные суда. Однако 90-е перемололи их в цветмет и деревянную труху, а поколение, которое увлекалось маломерным судоходством, кануло в Лету. Тиняев привел в пример Швейцарию, где организовали правильное социальное пенсионное обеспечение, и буквально за 10 лет страна пережила настоящий ренессанс малого судоходства. Появилась и инфраструктура в виде марин для яхт, и само увлечение приняло массовый характер среди людей серебряного возраста.
Артем Силкин, директор музея-заповедника "Остров-град Свияжск", предлагает перенять опыт Германии, где искусство изготовления традиционных деревянных лодок включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО. По словам Силкина, в округе не удалось найти ни одного живого мастера, который делал бы деревянные лодки. Экспедиция ездила в деревню Собакино, где жители Свияжска испокон веков заказывали себе плавсредства, и оказалось, что последний лодочный мастер скончался год назад, никому свое мастерство так и не передав. Большой пласт культуры просто исчезает.
Больше всего внимания на фестивале привлекал деревянный чердачный струг "Святой Косма" - копия парусного судна времен Петра I. На его борту царит идеальная дисциплина, и свою речную вахту несут 8 юнг. Пришел парусник из марийского Козьмодемьянска. И это поистине уникальный проект. Дело в том, что судовладельцами являются дети. Маршрут, по которому пойдет этот учебный корабль, также определяется вместе с детьми и их родителями. А входит парусный клуб "Паллада" в региональную детскую общественную организацию содействия развитию морского движения, учитывая, что никакого моря в Марий Эл не существует.
Всего в "Палладе" сегодня насчитывается около ста "юных бойцов" от 8 до 16 лет.
- Я ими по-настоящему начал гордиться, - признается капитан судна и руководитель общественной организации Андрей Желудкин. - Не все взрослые могут преодолеть такие трудности. А у нас не просто дети, это именно юнги. С обычными школьниками я бы ни за что не пошел под парусами. А юнги знают, как бороться со страхом, как жить в коллективе.
Многие воспитанники "Паллады", повзрослев, уходят в мореходку или речное училище.