14.08.2019 21:00
    Поделиться

    Дмитрию Медведеву рассказали, как Роспотребнадзор защищает потребителей

    Увеличение количества жалоб граждан на нарушение их потребительских прав свидетельствует о росте правовой культуры населения, считает премьер-министр Дмитрий Медведев.
    Александр Астафьев/POOL/ТАСС

    Глава правительства обсудил современные тенденции в деятельности Роспотребнадзора с руководителем Федеральной службы Анной Поповой. Работы у ведомства, занимающегося защитой прав потребителей, много - каждый год оно принимает разными способами до одного миллиона обращений. И если четыре-пять лет назад большинство относились к сфере торговли, то сейчас почти 60 процентов жалоб приходятся на разного рода услуги. Больше всего - в сфере жилищно-коммунального хозяйства. "Растет удельный вес жалоб на транспортную услугу, медицинскую услугу и образовательную услугу, чего какое-то время назад мы еще не видели", - подчеркнула Попова.

    Дмитрий Медведев такие перемены посчитал естественными. Раньше торговля занимала доминирующее положение, и люди чаще обращались к услугам торговых организаций. Теперь сфера услуг многообразнее. Премьер привел в качестве примера каршеринг, которого в принципе не существовало пять лет назад.

    "С другой стороны, то, что количество таких обращений увеличивается, - отчасти позитивный факт, - считает председатель правительства. - Это свидетельствует не только о каких-то провалах, которые, наверное, тоже можно фиксировать, но и о том, что общая грамотность людей в смысле защиты своих прав повышается, и они могут в оперативном порядке сразу пожаловаться". Как заметил Медведев, раньше граждане ничего делать не стали бы, а теперь жалуются, рассчитывая, что недостатки будут устранены, а лица, нарушившие их права, - привлечены к ответственности.

    Вместе с развитием современных технологий меняются методы взаимодействия Роспотребнадзора с населением. В 2016 году служба запустила государственный информационный ресурс, который посещают почти миллион человек. На нем, рассказала Анна Попова, собрано более 75 тысяч материалов, обобщающих судебную практику в сфере защиты прав потребителей. "Мы работаем плотно с Верховным судом, пленумы Верховного суда по этим материалам тоже проходят, и эти решения в дальнейшем формируют судебную практику", - пояснила глава Роспотребнадзора. Также на портале размещено 25 тысяч материалов о продукции, которая не соответствует обязательным требованиям. Каждый случай выявления недоброкачественной продукции, который уже четко юридически, административно завершен, публикуется на этом ресурсе. "Только после того, как все административные процедуры завершены. Даже если есть какая-то судебная тяжба, только после ее завершения мы размещаем эту информацию. Мы делаем это обязательно", - пояснила Попова.

    Для потребителей изложена информация, как не быть обманутыми. Там же размещены бланки обращений по разным поводам, которые можно сразу же заполнять. В поисках новых площадок для взаимодействия с гражданами, особенно теми, кто не так продвинут в цифровых технологиях, Роспотребнадзор стал работать в многофункциональных центрах. Пилотный проект запущен в девяти территориях, и, по словам главы федеральной службы, практика показывает себя очень хорошо.

    - То есть прямо в МФЦ сидят ваши сотрудники? - уточнил премьер.

    - Да. Наши сотрудники, которые помогают вспомнить права или оформить претензии, - подтвердила Анна Попова.

    Дмитрий Медведев призвал Роспотребнадзор заниматься своей многообразной, сложной и абсолютно необходимой работой. "Даже для того, чтобы правильным образом воспитывать тех, кто такие услуги оказывает, - сказал он. - Я имею в виду все организации, которые являются исполнителями услуг. Там тоже хватает и хамства, и очевидных нарушений прав граждан, и просто злоупотреблений самого разного порядка".

    Поделиться