В восемь утра по Москве, когда известный путешественник Виктор Боярский негромко и по-домашнему тепло объявил по ледокольному радио общую для всех побудку и рассказал о погоде по маршруту нашей экспедиции, дома у Ильи и Платона уже близилось время обеда. Такая у нас замечательная и большая страна, что особенно остро начинаешь сознавать, оказавшись вдалеке от привычных мест.
Организаторы позаботились о том, чтобы уже в первые день-два все участники детского рейса на Северный полюс, а их без малого 70 человек со всех концов России, познакомились друг с другом, нашли совпадающие интересы, образовали творческие группы. Сразу после завтрака в игровой форме сформировали четыре примерно равные по числу участников команды: Информированные, Целеустремленные, Активные, Энергичные. Все вместе ИЦАЭ - по аналогии с сетью Информационных центров атомной энергии.
Одна группа отравилась на очную встречу-диалог с почетным полярником России Виктором Ильичом Боярским. Другим в первый же день выпала экскурсия по ледоколу - новосибирский делегат Платон Кливакин оказался в их числе. С третьей группой проводил занятия проректор Государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала Макарова доцент, а в прошлом капитан дальнего плавания Александр Горобцов.
Спецкор "РГ" присоединился к четвертой группе школьников, которую позвал на "час вопросов и ответов" капитан нашего ледокола Дмитрий Лобусов.
Сибиряк Илья Гайбуллаев в матросской тельняшке выбрал место на краю стола - по правую руку от капитана. А его собственная правая рука не опускалась практически всю встречу, и каждый новый вопрос был интереснее и сложнее предыдущего. Дмитрий Викторович отвечал на все - обстоятельно и честно. А пытали капитана не по-детски. Как отнеслись родители и жена к выбору профессии моряка? Сколько раз он сам лично купался на Северном полюсе? Что происходит с ледниками в Арктике? Был ли он когда-нибудь в Антарктиде и на Байкале? Какие ЧП были на ледоколе и как экипаж защищен от радиации? Не скучно ли возить туристов на Северный полюс? Есть ли у него дача и что будет делать, выйдя на пенсию?
Илья, когда подходила его очередь задать вопрос, настойчиво бил в одну точку: куда лучше пойти учиться, чтобы водить такие же мощные ледоколы или большие военные корабли. Тут или-или, отвечал Дмитрий Викторович. Мечтаешь стать военным - это одно, и лучше сразу поступать в военно-морское училище. А если хочешь работать в Арктике - тогда в гражданскую мореходку…
Задать вопрос, а в конце беседы еще и сфотографироваться с капитаном атомного ледокола "50 лет Победы" была возможность у каждого участника встречи. Виктория Николаева из атомграда Снежинск (это в Челябинской области), которая занимается авиамоделированием, мечтает закончить школу с золотой медалью и поступить в Уральский государственный университет, немного смущаясь, вручила капитану ледокола талисман из своего города - мягкого бело-голубого Снежика.
А ребята из центра "Сириус" пригласили Дмитрия Викторовича к себе в Сочи. Капитан за столь теплое приглашение поблагодарил и обещал его обдумать.
О том, как закончился первый день экспедиции, какие еще приключения ждали ребят на борту ледокола, и когда случилась их первая встреча со льдом - в наших следующих репортажах. Следите за дневником "Ледокол в Будущее" на сайте "РГ".
Анна Чудинова, 15 лет, Санкт-Петербург: Зачем мне срочно в Арктику
- Мой прадедушка, Анисимов Аркадий Федорович, будучи студентом, подписал контракт с дирекцией Севморпути и отправился из Ленинграда на Подкаменную Тунгуску для открытия там первой школы для коренных жителей этого региона… Он стал доктором исторических наук, сотрудником Института народов Севера, Института этнографии и музея истории религии и атеизма, известным специалистом по жизни эвенков, тунгусов и в целом по первобытно-общинному строю. Кстати, там он познакомился с моей прабабушкой, Тарутиной Валентиной Ивановной, которая тоже подписала контракт и отправилась туда открывать первую больницу после окончания Томского медицинского факультета. У них родились двое сыновей, Вадим и Олег Тарутины, которые связали свою жизнь с геологией.
Мой дедушка, Вадим Аркадьевич, много лет работал в полярных районах, на Белом море, Полярном Урале, Камчатке и в Якутии. Мне с детства безумно нравилось слушать его рассказы о приключениях, которые с ним там случались.
Олег Аркадьевич, двоюродный дедушка, работал в институте Арктики и Антарктики, трижды покорял Антарктиду в составе научных экспедиций. После этого стал поэтом и посвятил своим путешествиям множество стихотворений, в том числе и детскую сказку в стихах "Это было в Антарктиде".