Новости

15.08.2019 08:30
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Селфи с гигантом

"Сибирские Мальдивы" стали туристическим брендом этого года. Какие промышленные предприятия СФО можно включить в туристические маршруты
Текст: Сергей Зюзин (Барнаул) , Наталья Решетникова (Новосибирск) , Нина Рузанова (Томск) , Светлана Сибина (Омск)
Новый объект на туристической карте региона - "Сибирские Мальдивы" - в этом году буквально взорвал интернет. Фотографии, сделанные вблизи водоемов с бирюзовой и ярко-синей водой, разошлись по соцсетям, снимки попали и в зарубежные СМИ - The New York Times, CNN travel.
Несмотря на запреты, на "Сибирских Мальдивах" ежедневно "отдыхают" десятки человек. Фото: СГК Несмотря на запреты, на "Сибирских Мальдивах" ежедневно "отдыхают" десятки человек. Фото: СГК
Несмотря на запреты, на "Сибирских Мальдивах" ежедневно "отдыхают" десятки человек. Фото: СГК

Что сделало Новосибирск знаменитым на весь мир? "Хранилища" золы с городской ТЭЦ. Можно ли извлечь выгоду из промышленных объектов, показывая их широкой публике, разбирались корреспонденты "РГ".

Золоотвал - это режимный объект, он находится в ведении Сибирской генерирующей компании (СГК) и закрыт для посторонних. Энергетики в связи с наплывом публики усилили охрану - сейчас она ежедневно останавливает около сорока человек в пределах золоотвала, а в выходные эта цифра увеличивается в пять-шесть раз. А власти взглянули на "Мальдивы" по-другому - и предложили обустроить на золоотвале смотровую площадку.

- Люди хотят фотографироваться. Раз народ идет, значит надо выработать механизм посещения. Если процесс сложно остановить, его нужно возглавить. Основная задача - организовать комфортное и безопасное для людей место, - заявил на выездном совещании руководитель департамента информационной политики регионального правительства Сергей Нешумов.

Главный инженер новосибирского филиала СГК Юрий Кротов отметил, что это все-таки технологическое сооружение.

- Возможно, сделаем смотровую площадку для желающих, выбрав самое безопасное место. В этом случае мы берем на себя ответственность за каждого потенциального туриста, - прокомментировал Кротов.

Начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма минэкономразвития Анастасия Ивашина поддержала идею создания смотровой площадки на золоотвале, отметив, что экскурсии на промышленные предприятия очень популярны во всем мире. Новосибирск - не исключение: на туристическом портале области размещена информация о двадцати промышленных объектах, готовых принять туристов. В их числе - Новосибирский метрополитен, старейшая типография Сибири, технопарк Академгородка и другие.

- Очень востребована экскурсия на Новосибирскую ГЭС, - рассказала сотрудник Музея Новосибирска, гид Евгения Маляренко. - Гости заходят внутрь работающего энергоагрегата, где в двух метрах над головой с огромной скоростью вращается колесо величиной с пятиэтажный дом. Также можно побывать в машинном зале, у пульта управления турбинами ГЭС, подняться на смотровые площадки с видом на Обское водохранилище.

На крупных российских заводах экскурсии поставлены на поток. Посещения завода "Балтика" расписаны на два-три месяца вперед и проходят пять-семь раз в день. Некоторым компаниям приходится включать в штат должность экскурсовода.

- В стекольных комплексах регулярно устраивают экскурсии для иностранных делегаций, партнеров. Кроме того, мы всегда рады организованным группам студентов и выпускников колледжей и вузов, а также старшеклассников, - делится опытом директор по персоналу компании "Сибирское стекло" Татьяна Белова. - Производство стеклотары - это красиво и зрелищно.

Гости наблюдают, как плавится сырье при температуре более 1 500 градусов Цельсия (через специальное окошко можно заглянуть в стекловаренную печь), далее - как раскаленные ярко-оранжевые капли стекломассы попадают на формование, и остывающие "огненные" бутылки движутся по конвейеру на обработку, а затем на контроль. Таким образом, гостям показывают полный производственный цикл: от начала - смешивания сырьевых материалов и до конца - выхода готовой продукции и ее упаковки в паллеты.

Кстати, одна из задач таких экскурсий - заинтересовать молодых людей, ищущих себя в профессии.

Заместитель директора по связям с общественностью компании "Обувь России" Наталья Паули замечает, что предприятие посещают школьники, студенты, преподаватели, партнеры, инвесторы, представители бизнес-сообщества.

- У нас есть на что посмотреть - это автоматизированные раскройные и швейные системы, редкие литьевые агрегаты. В целом о процессе обувного производства жителям нашей страны не так много известно, - говорит Наталья Паули.

Однако, по мнению эксперта, если говорить именно о промышленном туризме, то нужно более детально продумать программу экскурсии: не просто рассказать о производственном процессе, используемых технологиях и материалах, но и немного погрузить в историю обувного производства, представить развитие индустрии в стране и регионе. Также важно, чтобы туристы имели возможность сделать вещь своими руками, что опять же требует отдельной проработки.

- Такие проекты промышленного туризма формируют образ нашего региона как промышленного центра, - уверена Наталья Паули.

В Омске реализуют региональный проект "Развитие промышленного туризма". Цель программы - разработать алгоритм, способный вовлекать в эту сферу все новые предприятия. Правда, как оказалось, далеко не все заводы готовы открыть проходные для любознательных посетителей.

Самый посещаемый в городе объект - пивзавод, где туристов не только знакомят с процессом приготовления пенного напитка, но и устраивают дегустации. Популярны и экскурсии на крупнейшие нефтехимические предприятия - Омский нефтезавод и "Полиом". Это настоящие города с улицами и парками, а уникальное оборудование вызывает интерес и у иностранных промышленников.

- Мне восемьдесят, и часть своей жизни я посвятил нефтехимии и нефтепереработке. Поэтому было весьма интересно узнать, как омичи сумели создать такой гигант. То, что у них получилось, действительно впечатляет, - признается эксперт Бернского университета (Швейцария) Ханс Аеберзолд.

При этом стоит признать, что руководители большинства заводов предпочитают держать любопытных по ту сторону вертушки. К сожалению, за плотным железным занавесом остаются предприятия ОПК, которые легко собирали бы кассу. В годы войны в Омск было эвакуировано более ста заводов, где работали ведущие конструкторы Анатолий Ляпидевский, Андрей Туполев, Сергей Королев. Здесь выпускали знаменитые танки Т-34, реактивные снаряды для "Катюши". А теперь собирают ракеты и вездеходы.

Впрочем, чтобы все это показать туристам, можно и не открывать проходную, а создать музей, как это сделали на Туламашзаводе. На омском "Полете" такую идею вынашивают уже не первый год и даже нашли место для создания музейного комплекса. Но дальше этого дело так и не пошло.

В Алтайском крае, где за последние двадцать лет количество крупных промышленных предприятий заметно сократилось, промышленным туризмом активно занимается разве что Колыванский камнерезный завод. Это государственное унитарное предприятие расположено в Курьинском районе. Завод работает с начала XIX века. Стоимость взрослого билета на экскурсию по заводу - сто руб-лей, детского - пятьдесят. По словам гида Екатерины Панченко, иногда за день бывает по сто с лишним посетителей. Промышленный туризм здесь носит сезонный характер - три летних месяца.

- Люди едут отдыхать и попутно заглядывают сюда, - рассказывает Екатерина Панченко. - Завод на слуху. Недавно мозаичное панно, сделанное нашими мастерами, было отправлено в США. В течение часа показываю туристам шлифовально-художественный цех, где работают с цветным камнем, камнерезный цех, специализирующийся на граните, склад готовой продукции. Экскурсии провожу и в будние дни, и по выходным. Гости охотно покупают сувениры из камня.

Помимо земляков с Алтая и соседних сибирских регионов, заводом интересуются туристы из Китая, Южной Кореи и Германии.

Между тем

В Томской области от "диких" туристов в этом году пострадало поле Сибирского НИИ сельского хозяйства и торфа. Сотрудники научной организации засеяли его фацелией, чтобы восстановить плодородный слой почвы. Однако фиолетовые цветы напомнили томичам Прованс (сибиряки не очень избалованы), и на поле устремился рой инстаграмщиков. Однажды сотрудники института насчитали вдоль поля около сотни машин. Такого количества посетителей хватило, чтобы серьезно повредить посевы: народ не стоял у края, а шел на середину поля, чтобы усилить эффект на снимках. В отличие от энергетиков, у ученых денег на охрану поля нет - и здесь зареклись когда-либо сеять что-либо цветущее на участках земли вдоль трасс. Интересно, смог бы НИИ заработать на своем скромном "Провансе", или даже небольшая плата за вход на поле отпугнула бы любителей селфи?

Экономика Туризм Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край СФО Новосибирская область СФО Омская область СФО Томская область Развитие туризма в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники