15.08.2019 18:08
    Поделиться

    Уральская индустриальная биеннале стартует в Екатеринбурге в сентябре

    Уральская индустриальная биеннале выбирает "Бессмертие"
    Уральская индустриальная биеннале, стартующая в Екатеринбурге 12 сентября, главной темой объявила… бессмертие. Среди участников - нобелевский лауреат из России, классики французской новой волны, молодые художники из России и всего мира.
    Предоставлено пресс-службой 5-ой Уральской индустриальной Биеннале.

    Впервые основной проект биеннале займет цеха действующего предприятия - Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) и пространство кинотеатра "Колизей". А пока в галерее ГУМ-Red-Line можно увидеть работы участников предыдущих уральских биеннале.

    Если бы была таблетка бессмертия, выпил бы ее? Большинство говорят: нет

    Комиссар биеннале Алиса Прудникова рассказывает, что общего между индустриальным сердцем страны, бессмертием и современным искусством.

    Как возникла тема биеннале "Бессмертие"? При этом слове вспоминаешь о Кощее Бессмертном…

    Алиса Прудникова: Или, например, о бессмертии в соцсетях…

    Но это уже постиндустриальная реальность.

    Алиса Прудникова: И мы в ней живем. Нынешняя тема выросла из темы предыдущей биеннале "Новая грамотность". Обсуждая итоги, мы поняли, что вопрос отношения со временем стал для нас одним из самых интересных. Моя коллега рассказала про туристов, которые отправились в горы в Южной Америке с местным проводником. Шли медленно, делали привалы. Туристы злились, хотели идти быстрее. Спрашивали, в чем дело. А им отвечали: "Наши души за нами не успевают". Эта история для нас очень важна. Так мы нашли слово "бессмертие" - оно дало направление нашим размышлениям.

    Работы Николая Федорова входят в круг этих поисков?

    Алиса Прудникова: Русский космизм прозвучал очень ярко несколько лет назад. Но все же не хотелось космизм делать стержнем основного проекта. Не космизмом единым…

    Но и не эзотерикой же…

    Алиса Прудникова: Нет, конечно. Цифровое бессмертие сейчас - один из главных вызовов. Меня, например, волнует, что будет с моей страницей в Facebook потом. Интересно, что мы архивируем в цифровой реальности, что служит билетом в вечность. Другое направление - социальное бессмертие. Тут гарантией вечности всегда был музей. История обретения бессмертия через музей интересна и ученым, и художникам. И конечно, лишь ленивый не просматривает футурологические прогнозы, где бессмертие обещано как венец прогресса. Вопрос, насколько этот триумф окажется триумфом, сегодня не выглядит абстрактным. Наконец, нам интересно все, связанное с Уралом…

    Урал и бессмертие связаны?

    Алиса Прудникова: В сказках Бажова - да. История Урала всегда про преодоление. Здесь люди преодолевают холод, горные породы, трудности. Теперь вот вопрос: как преодолеть бессмертие? Это краеугольный вопрос основного проекта и центральная тема симпозиума - главного интеллектуального события биеннале.

    Из 75 художников основного проекта - 24 российских

    Куратором основного проекта стала Шаоюй Вэн. Как проходил выбор куратора?

    Алиса Прудникова: Если тему биеннале наша команда в Екатеринбурге придумывает сама, то куратора мы выбираем по результатам закрытого конкурса. Шаоюй Вэн - заметная фигура в музейном мире. Родом из Шанхая, она училась в Пекине и Сан-Франциско. Работала в Париже, Сан-Франциско, Нью-Йорке. Ее концепция опирается на работы философа Юка Хуэя. Ему интересны проблемы цифрового настоящего, что дает ощущение глобальной свободы, но в то же время на эту свободу реагирует ограничениями.

    Шаоюй Вэн мировую арт-сцену знает. А российскую?

    Алиса Прудникова: Теперь она знает российскую ситуацию очень глубоко! Она проехала с нами на поезде всю Россию - от Москвы до Владивостока - во время передвижного симпозиума проекта NEMOSKVA. В столице она ходила по мастерским художников... Два раза проводила открытые портфолио ревю. Наконец, у нее было более двухсот интервью с художниками по скайпу. В результате в списке из 75 художников основного проекта 24 российских! В том числе из Ижевска, Перми, Воронежа и Екатеринбурга, конечно.

    Основной проект будет на двух площадках, прямо как на биеннале в Венеции. Вместо Арсенала - цеха УОМЗ, вместо садов Джардини - кинотеатр "Колизей". Почему нужны две площадки? Цеха маленькие для художников?

    Алиса Прудникова: Мы исполнили давнюю мечту - сделать основной проект на действующем заводе. Оборотная сторона мечты - отдельная проходная для зрителей, вход по паспорту. Все как полагается при входе на закрытое предприятие. Поэтому нужна вторая площадка.

    Но это не первый ваш опыт выставок на заводах…

    Алиса Прудникова: Да, мы открыли этот формат на первой биеннале в 2010. Делали специальные проекты на Уралмаше, на Уралтрансмаше, где ставили балет с Вячеславом Самодуровым, худруком Екатеринбургского театра оперы и балета. Но работающие цеха не были площадкой основного проекта. Для нас очень важно, что призыв к изучению индустриальности так активно поддерживают сейчас и сами заводы. В этом году у нас, например, 9 городов, где открыты арт-резиденции - все они связаны с заводами. В Тюмени, например, где нас поддерживает компания "Сибур", мы откроем выставку "Все не то, чем кажется" (куратор Владимир Селезнев) и работу художника Красил Макар, которую он создает в рамках резиденции на заводе в Тобольске. Работа с биеннале и с темой индустриальной идентичности действительно важна большим предприятиям. Такого эксперимента еще не было в биеннальной практике. Для нас предмет гордости и вызов, конечно, то, какой статус сейчас приобрела Уральская биеннале в мировом сообществе. У нас даже появились "младшие сестры" - последователи в теме индустриальности - биеннале в Хорватии и Франции.

    Вторую площадку биеннале кинотеатр "Колизей" мы переименуем в павильон "Бессмертия искусства". Это будет такой портал перед заводской частью основного проекта. В "Колизее" будут проходить лекции, дискуссии, симпозиум, форум, театральная лаборатория и Death Café - место, где люди собираются, чтобы говорить о смерти.

    Death Café решают задачи терапевтического свойства…

    Алиса Прудникова: Да, но мы приглашаем туда людей не для терапии, а чтобы поговорить о философских концепциях смерти.

    Смерть и бессмертие как две стороны одной темы?

    Алиса Прудникова: За обсуждениями цифрового или социального бессмертия остается главный вопрос для каждого из нас. Если нам дано будет бессмертие, готовы мы его взять или нет?

    Кто же откажется?

    Алиса Прудникова: На вопрос: "Если бы у тебя была таблетка бессмертия, выпил бы ты ее?" большинство отвечают - нет.

    Никто не рассматривает эту возможность всерьез.

    Алиса Прудникова: Но вопрос не о реальности, а о внутреннем выборе. Этот вопрос мы обсудим и на симпозиуме. Среди участников, например, Константин Новоселов, нобелевский лауреат, который изобрел графен. Он родом из Нижнего Тагила. Новоселов делает для Уральской биеннале работу - в соавторстве с британской художницей.

    Тема "Бессмертие" - это попытка уйти в эмпиреи от социальной проблематики?

    Алиса Прудникова: Нет. Для меня эта тема связана с ролью художника, чье воображение оказывается важнее для будущего, чем прагматичный расчет. Это возможность обдумать действия на шаг вперед. Урал и Екатеринбург показывают, что способность брать ответственность за будущее на себя - наша главная сила. Словом, для меня тема бессмертия - не про фантазии, а про ответственность за будущее.

    Поделиться