Команда в "Снах Спящей красавицы" собралась очень завидная: за визуальную часть в проекте отвечает работающий с Бьорк дизайнер Тобиас Греммлер, художник по костюмам - Барт Хесс, главную мужскую роль исполняет солист Штутгартского балета Марайн Радемакер, а музыку написал лидер культового голландского электронного трио Noisia Тейс де Влигер.
Сама Диана Вишнева, которой в этой постановке отведена роль принцессы Авроры, уверена, что все вместе они сделали спектакль будущего, в котором есть "синтез или соприкосновение разных жанров и сопоставление артистической команды разных стран".
Сюжет значительно отличается от знаменитого балета Чайковского. Вместо истории любви авторы либретто написали его будто об иной Авроре - принцессе собственного внутреннего мира, которая сталкивается лицом к лицу со своей темной стороной. Противодействуя внутренним демонам, Аврора вынуждена выбирать между добром и злом (а в ней есть и то и другое). Зато такой поворот событий открыл безграничные возможности и постановщику, и дизайнеру, и танцовщикам. Да и автору новой музыки для этой известной во всем мире сказки.
Незадолго до российской премьеры "Снов Спящей красавицы" музыкант Тейс де Влигер побывал в нашей стране и ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Впервые вы приехали в Россию во время XVI Международного конкурса имени Чайковского. И теперь опять - обратились к Чайковскому. Вы ищете в классике вдохновения для своей электронной музыки?
Тейс де Влигер: Мы приезжали по другим делам: у Noisia был большой концерт. И он никак не связан со "Снами Спящей красавицы". Хотя я очень хотел бы принять участие в конкурсе имени Чайковского! В "Снах Спящей красавицы" я выступаю как сольный композитор и клавишник, так что, может, у меня получилось бы успешно выступить и на конкурсе? Хотя проблема в том, что я не соблюдаю правила классики, а создаю свои, основываясь на совершенно другой культуре: культуре клубов и музыкального андерграунда. Но мой отец всегда слушал симфоническую музыку, да и я ее полюбил.
Да, лучше всего я знаю музыку электронную и то, как делать ремиксы, но недавно сочинил и струнный квартет. Меня это привлекает, мне вообще интересен мир и все серьезные события, которые в нем происходят! Конкурс имени Чайковского, классическая музыка - конечно, из их числа.
Диана Вишнева - балетная прима, мировая знаменитость. Готовясь к встрече с ней, вы думали, как произвести впечатление своей компетентностью и музыкальной эрудицией?
Тейс де Влигер: Я и так слушаю много Моцарта, Баха, Бетховена, Шопена… А перед встречей с Дианой посмотрел ее самые ранние выступления в Milano Scala, где она танцевала оригинальный балет "Спящая красавица". Слушал и его аудиоверсию.
Мне нравится эта часть работы над проектом, когда ты только слушаешь и не заморачиваешься насчет того, "что же я здесь смогу сделать?!" В итоге сказка вызвала у меня множество вопросов. Что там вообще делает эта красавица? Ждет своего принца? Ждет, когда наконец повзрослеет? И что значит: она укололась веретеном, из-за которого заснула на 100 лет? Мне понравилось размышлять над сюжетом... И как-то постепенно ко мне и пришла вся музыка! Хотя я впервые работал с профессионалами балета и мировыми звездами.
Кто первым предложил сотрудничество и поверил, что союз столь разных музыкальных жанров приведет к успеху? Мировой тур "Снов Спящей красавицы" ведь расписан уже на несколько месяцев вперед.
Тейс де Влигер: Я сочинил музыку для Club Guy and Roni, сняли видео. Придумали хореографию, выбрали живописные места в лесу - получилось очень красиво. Оператором был мой друг Лекс. Креативный продюсер "Снов Спящей красавицы" Рэм Хасс увидел, что у нас получилось, и сказал: "Вот такая музыка нам и нужна!" И пригласил меня заняться проектом. Я согласился, но с условием, что буду делать, что хочу. Я ведь упрямый! И началось. Набрасывал скетчи, сочинял музыку и импровизировал, создавая тотальный хаос. В итоге получилось примерно 20 набросков. Потом мы с хореографом Эдвардом Клюгом и Рэмом Хассом слушали мои сэмплы и думали, какой из них к какому эпизоду истории подходит. Поняли, что к некоторым настроениям подходящей музыки нет. Но главное, тогда я понял, что именно надо написать. Все идеи, сюжет и музыка к тому времени уже стали чем-то единым, шли друг за другом.
В итоге классика, электроника, постмодерн объединились в "Снах Спящей красавицы". Вы давно мечтали произвести впечатление своим драм-н-бейсом на поклонников симфонических жанров?
Тейс де Влигер: Да, я уже попробовал сочетать свое профессиональное направление - клубную и электронную музыку с классической и оркестровой. И я хочу продолжать заниматься этим. Мне очень интересно смотреть, как драм-н-бейс воспринимают в зале классической музыки, с оркестром и в камерной атмосфере. Но я пишу самую разную электронную музыку, и драм-н-бейс - лишь небольшая часть. Интересно, что еще можно сделать в современных жанрах. Хочу, скажем, пригласить симфонический оркестр в клуб и сыграть с ним клубную, танцевальную музыку. Много чего можно сделать, чего не было до тебя, - в жизни надо только не терять любопытства.
А как отнеслась к вашему новаторству сама Диана Вишнева? Слышала она такую музыку прежде?
Тейс де Влигер: Я впервые встретил ее в Нью-Йорке на презентации шоу в Музее Гуггенхайма. Потом мы все пошли на вечеринку. Даже Мик Джаггер к нам приходил, классно было! Там мы и познакомились с Дианой. Проект тогда уже был в работе. И, знаете, ей очень понравилось работать с современными ритмами и тембрами. Ведь это реально музыка XXI века! А Диана очень продвинутая, прогрессивная. Так что теперь наша премьера - это уже не просто балет.
Я очень жду момента, когда увижу лица зрителей в Санкт-Петербурге. Думаю, по большей части в зале Мариинского театра будут поклонники классики, которые увидят постановку, услышат мою громкую музыку и очень удивятся… Кстати, у Дианы обычно есть пара месяцев между проектами, и в это время можно все хорошенько обдумать. Так что будет еще время перед премьерой в России обсудить новые идеи.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"