16.08.2019 11:27
    Поделиться

    "Ледокол в Будущее", день второй: здравствуй, Земля Франца Иосифа

    В ночь с 14 на 15 августа мы прошли 75-ю параллель, оставив по правому борту невидимую за горизонтом Новую Землю. Но чайки, а вслед за ними и кайры, предвестники суши, замелькали над кормой и впереди по курсу ледокола еще с вечера.
    Вера Костамо / РИА Новости

    Будить среди ночи участников рейса, чтобы они смогли запечатлеть встречу ледокола с первой льдиной, не потребовалось, хотя они об этом очень просили нашего капитана Дмитрия Лобусова во время вчерашней встречи с ним.

    - Не бойтесь, проспать не дадим, - серьезно пообещал Дмитрий Викторович и высказал предположение, что первые ледовые островки появятся лишь на подходе к Земле Франца Иосифа.

    Так и случилось. Настало утро, известный путешественник, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Ильич Боярский, вместе с которым на ледоколе идут и две его внучки - Мария и Анна, как и первый день, все так же тепло, словно для большой семьи, объявил побудку и рассказал, где в этот момент находится наш ледокол, как складывается впереди ледовая обстановка и когда увидим первую сушу.

    А сразу после завтрака в программе значился рассказ о полярных экспедициях и переходах, в которых Виктору Боярскому приходилось лично участвовать, представляя нашу страну.

    Самый запоминающийся - трансантарктический в 1989-1990 годах. Тогда, тридцать лет назад, они стартовали с расчетом пересечь Антарктиду по самому протяженному диаметру - 6,5 тысячи километров - преимущественно в летние месяцы. Потому что в другое время температура по выбранной трассе могла опускаться до минус 80. В помощь использовали лишь собачьи упряжки да закладки продовольствия (для людей и для собак), заблаговременно сделанные в нескольких точках маршрута.

    - Четыре склада из одиннадцати мы найти не смогли - у нас тогда еще не было GPS,- поделился Виктор Боярский. - Но это не стало для нас критичным. Третьего марта 1990 года в 13:30 мы финишировали в намеченной точке. Никто не погиб, не обморозился. Их 42 собак потеряли всего пять…

    Про собак, когда Виктор Ильич завершил свой рассказ, вопросов было больше всего. Откуда брали? По какому принципу составляли упряжки? Чем кормили? Какой была их жизнь после экспедиции?

    - Мы ночевали в палатках, а собаки прямо в снегу. Уже с вечера их заметало, и так они согревались. А утренняя побудка очень напоминала побудку малышей в детский сад - очень им не хотелось вставать и выбираться из-под снежного одеяла на ветер. Зато какая собака может похвастаться, что побывала на Южном полюсе и на Северном и была принята двумя президентами - США и Франции?!

    - Желаю, чтобы и вы в своей жизни достигли того полюса, который себе наметили, - пожелал юным участникам рейса заслуженный полярный исследователь и путешественник.

    Слушать истории от Виктора Боярского можно было весь день, но тут по ледокольной трансляции объявили: справа по борту замечен первый островок льда. А еще через полчаса стали свистать всех на верхние палубы - впереди прямо по курсу показались очертания мыса Флоры. А это - южная гряда Земли Франца Иосифа.

    Пока шли, низкая пелена тумана, висящая по всему горизонту, прямо на глазах стала таять, со спины (то бишь, с кормы) пробились первые за двое суток пути солнечные блики. И так, мало-помалу, погода разгулялась, а когда наш ледокол стал левым бортом к зеленеющему подножию Флоры, открылась и ее каменистая вершина.

    Тут, у первой суши, повстречавшейся на нашем пути, мы провели около двух часов, и каждый, кто хотел, смог сделать и селфи, и группое фото, и записать при желании видеопослание, чтобы потом показать все это друзьям и родным.

    Ближе к вечеру, когда мы завернули ненадолго к полярной станции "Бухта Тихая" на острове Гукера - посмотреть на птичьи базары, а заодно десантировать представителей природного парка "Русская Арктика" (тут их полевая штаб-квартира) и организаторов создаваемого здесь же Музейно-выставочного центра, погода опять поменялась, став по-настоящему арктической. И детям, и взрослым пришлось облачиться в непродуваемые куртки, а на голову и руки надеть припасенные для полюса вязаные шапки и перчатки с варежками.

    Тем, кто заранее и благоразумно утеплился, удалось вдосталь налюбоваться видом почти отвесной скалы, давно обжитой кайрами и густо ими удобренной. Что интересно, они ничуть не испугались подошедшего почти вплотную ледокола. А те, что все-таки поднялись в воздух, нарезали круги вокруг нас и не обращали сколько-нибудь заметного внимания на жужжащий квадрокоптер с телекамерой, запущенный коллегами с НТВ.

    А вот белая медведица с двумя медвежатами, которых еще издали обнаружили с ходового мостика в бинокль и тут же оповестили всех находившихся на борту, спокойно гуляла по склону между снежными проплешинами до тех пор, пока рядом с ними ни пролетел жужжащий "шмель" с видеокамерой. Как только они услышали непривычный звук, откуда что взялось! Мамаша-медведица так рванула наутек, что ее косолапые отпрыски едва стали поспевать...

    На этом шоу за бортом закончились, а во внутренних помещениях корабля они продолжались до самого отбоя.

    О том, как готовятся на ледоколе к поворотному (в прямом и переносном смысле) событию всей экспедиции - приходу в географическую точку Северного полюса и высадке на лед - в следующих репортажах. Следите за дневником "Ледокол в Будущее" на сайте "РГ".

    Поделиться