Юлиана Владимировна! Поясните, пожалуйста, а что это такое - пешеходная доступность? Ведь для одних и пять километров пройти - удовольствие, а для других и один километр - проблема.
Юлиана Княжевская: По московским нормативам пешая доступность - это 700 метров, а транспортная доступность - 2,2 километра, или примерно пять остановок общественного транспорта. Этим принципом мы и руководствуемся, проектируя новые станции подземки. Второй принцип - повышение плотности сети метрополитена, чтобы растущее число населения не создавало критической нагрузки на существующие станции. Сейчас в пиковые нагрузки метрополитену приходится регулировать движение поездов, сокращать интервалы и перераспределять пассажиропоток. Ввод в строй новых станций и направлений разгружает перегруженные линии, и поездки для москвичей становятся более комфортными. И, наконец, третий принцип: привлекательность поездок, цель которой сделать перемещение в подземке удобнее, чем в личном автомобиле. Речь идет об интеграции метро с другими видами общественного транспорта, чтобы пассажир мог выбрать наиболее удобный маршрут. Для этого все виды транспорта в городе связываются транспортно-пересадочными узлами - их в городе строится уже 97. С этой же целью до конца 2019-го года закончится интеграция МЦК с радиальными направлениями железной дороги.
Кто, на основании какого документа решает, какую станцию или линию строить раньше, а какую позже? Жители Солнцево, например, ждали прихода подземки почти 30 лет…
Юлиана Княжевская: У Москвы есть масштабная программа развития метрополитена, которой правительство города руководствуется, начиная с 2011 года, периодически корректируя ее в соответствии с потребностями мегаполиса. К примеру, присоединили в 2012 году к столице новые территории и для того, чтобы жителям Новой Москвы стал доступен центр столицы, за эти годы туда проложено уже две линии метро. В планах еще две - "Коммунарская" и "Бирюлевская". По первой на сегодняшний день подготовлены проектные предложения, планируем утвердить до конца лета. Коммунарская ветка пройдет через станцию "Коммунарка" Сокольнической линии. Стартует от станции МЦК "Крымская", далее пройдёт по территориямрайонов Академический, Проспект Вернадского, Коньково, Тёплый Стан, затем вдоль Калужского шоссе, через поселения Мосрентген, Коммунарка и финиширует в Троицке. Протяжённость ее - более 30 километров. Проекты ряда ее станций, таких как "Улица Новаторов", "Славянский мир" и "Столбово", уже утверждены. В процессе разработки проектных решений находится участок от "Столбово" до Троицка.
Буквально в этом месяце было решено разработать проект планировки Бирюлевской линии. Она соединит поселение Рязановское, районы Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное и интегрируется в Большую кольцевую линию в районе Нагатинский Затон. К разработке ее градостроительной документации планируем приступить в конце этого,начале следующего года.
Какие еще проекты будут реализованы в ближайшие три-пять лет?
Юлиана Княжевская: Самый главный сейчас для города, прорывной проект, это строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). Как известно, первый участок этой линии с шестью станциями от Московского международного делового центра до станции "Савеловской" уже действует. В этом году планируется ввести еще две станции - "Авиамоторную" и Лефортово". Всего же их 31, длина кольца - 70 км. Это самая большая кольцевая линия в мире. Замкнуть ее планируется в 2023 году. С появлением БКЛ жители отдаленных районов смогут экономить примерно полчаса на каждой поездке, так как им не придется больше ехать до центра Москвы лишь для того, чтобы через существующую кольцевую пересесть на другую линию. Пересадки станут ближе - на БКЛ их будет примерно 40: на радиальные линии самой подземки и железной дороги, а также МЦК и МЦД. Работы активно ведутся на всех участках БКЛ.
Случается ли, что в силу экономических или каких-то иных причин приходится отказываться от запланированной стройки метро?
Юлиана Княжевская: Безусловно. Планы развития метро меняются в зависимости от общей социально-экономической ситуации и планов по развитию города. К примеру, когда-то на кольцевой линии планировалось построить станцию "Суворовская" - пересадочную на станцию "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии. Позже специалисты усомнились вцелесообразности и востребованности этой станции, строительство отложили. Однако сегодня, с учетом развития спорткомплекса "Олимпийский", руководство города вновь рассматривает возможность ее сооружения. А вот другая станция кольцевой линии - "Российская", вновь отложена на более дальнюю перспективу.
Какие еще линии метро появятся в обозримом будущем?
Юлиана Княжевская: Все программы метростроения, заложенные в Генплан, сейчас в работе. Продолжается формирование новой Кожуховской линии, первый участок которой от "Некрасовки" до станции "Косино" введен в эксплуатацию в этом году. Строится и второй участок - от "Косино" до "Нижегородской". В общей сложности на этой ветке будет 8 станций. Также после разработки проекта планировки Рублево-Архангельской линии метрополитена его вынесут на публичные слушания. В итоге появятся две полноценные диаметральные линии. Проектирование этих направлений уже в работе и продолжится в будущем году.
Если говорить о более долгосрочных проектах, то мэром Москвы принято решение о продлении Солнцевской линии от "Рассказовки" во Внуково. На участке протяженностью порядка 5 км построят две станции "Пыхтино" и "Внуково". Станция метро "Внуково" будет полностью интегрирована в инфраструктуру аэропорта, чтобы пассажирам было максимально комфортно.
Красную ветку продлят еще на одну станцию, рабочее название которой - "Новомосковская". Предполагаем, что она расположится в створе дороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе, у пересечения с ул. Александры Монаховой. Ее проект планировки намечено утвердить в третьем квартале. Всего же к 2023 году протяженность метро в Москве удвоится - с 300 километров в 2010-м году до 600 километров.
А как изменятся территории, прилегающие к новым станциям метро? Это регламентировано?
Юлиана Княжевская: Для комплексного решения вопросов благоустройства еще два года назад в Москве был принят "Стандарт улучшенного благоустройства территорий строящихся и проектируемых станций метрополитена". В нем прописаны все требования к обязательным элементам благоустройства и инженерному оборудованию, а также к зонированию территории. В частности, территория возле любой станции подземки должна быть хорошо освещена, иметь удобные пешеходные подходы, в том числе и для маломобильных граждан, места для комфортного ожидания транспорта и расположение мест кратковременного отдыха для пассажиров. Могут к станциям примыкать парковки автомобилей, стоянки такси и велопарковки. Когда стройка закончится, обязательно озеленение и декоративно-цветовое оформление площадки. Как это будет практически выглядеть, москвичи скоро увидят на примере площади Савеловского вокзала. Туда в начале этого года пришла станция БКЛ, а в конце года ожидается еще и запуск первого Московского центрального диаметра "Лобня-Одинцово". Новый транспортно-пересадочный узел, который уже строится там, позволит пассажирам комфортно пересаживаться с подземки на МЦД, а так же пригородные электрички других направлений и электробусы по принципу "сухие ноги".
Поговорим еще об одном новом виде транспорта для Москвы. Судя по последним проектам, канатные дороги скоро могут стать из развлечения просто способом передвижения по городу?
Юлиана Княжевская: Да, в частности, один из проектов строительства канатной дороги - Сходня-Речной вокзал, решено реализовать на основе государственно-частного партнерства. Недавно состоялся конкурс, в нем приняли участие несколько компаний, заинтересованных в проекте. В ближайшее время будет известен победитель. Я хочу подчеркнуть, что канатная дорога - это не замена, не альтернатива, а дополнение к другим видам внеуличного транспорта, которое позволит улучшить связанность городских территорий. Особенно актуально ее появление там, где существуют искусственные или естественные преграды, которые нецелесообразно преодолевать с помощью тоннелей и мостов. В данном случае таким препятствием является Москва-река, которая для туристов в то же время очень привлекательна. Поэтому канатная дорога решит сразу две задачи - избавит жителей близлежащих районов от необходимости объезжать реку, и в то же время повысит рекреационный потенциал этого маршрута. Что касается сроков, то к проектированию мы планируем приступить в будущем году, после согласования всей нормативной документации.