По словам регионального представителя Российской ассоциации франчайзинга Андрея Разуваева, интерес к этой бизнес-модели огромен - до 1,5 тысячи интернет-запросов в месяц. Но маркетинговое исследование, которое провели в Свердловской области, показало, что из 500 предпринимателей 72 процента не могут четко сказать, целесообразна ли для них разработка франшизы в виду того, что не хватает информации по теме. При этом 36 предприятий ответили, что заинтересованы в создании собственной франшизы, 15 тут же записались на консультацию. Опрашивали фирмы, работающие в основном в сфере общепита, розничной торговли, допобразования, а также салоны красоты, фитнес-центры, стоматологии, ЖКХ-сервисы и турагентства.
- Выживаемость и эффективность франчайзинговых предприятий гораздо выше. Их развитие улучшит потребительский рынок, по всему Среднему Уралу появятся заведения с высоким уровнем сервиса. Через франшизу лучшие компании смогут тиражировать свой бизнес по всей стране, что повысит узнаваемость региона, - считает эксперт.
Он добавил, что Свердловская область первой в стране начала комплексно поддерживать франчайзинг в рамках нацпроекта. Уже составлен реестр региональных франшиз, куда вошли 33 бренда, организовано бесплатное онлайн-обучение инструментам франчайзинга. Заинтересованные в приобретении франшизы или "упаковке" своего бизнеса могут обратиться в областной фонд поддержки предпринимательства. Сначала будет проведен аудит компании, сравнение с конкурентами, идею оценят с точки зрения тиражирования. Если эксперты выдадут положительное заключение, все остальные расходы по упаковке и продвижению бренда фонд возьмет на себя. А они немалые: на рынке стоимость аналогичных услуг составляет от 270 до 600 тысяч рублей.
По словам заместителя министра инвестиций и развития Свердловской области Евгения Копеляна, открытие центра франчайзинга позволит увеличить число предпринимателей в регионе и создать дополнительные рабочие места.
- Свердловская область активно участвует в реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". Губернатором Евгением Куйвашевым поставлена задача - к 2024 году увеличить численность занятых с 640 до 800 тысяч человек, чтобы каждый третий житель экономически активного возраста работал на предприятиях малого и среднего бизнеса (МСБ). Франшиза позволяет расширить границы уже действующих компаний и снизить до минимума риски для тех, кто хотели бы открыть новое дело, - отметил Копелян.
Развитие франчайзинга - лишь одно из направлений господдержки МСБ в регионе. На днях в рамках нацпроекта в Нижнем Тагиле открылся самый крупный на Среднем Урале центр "Мой бизнес", который позволяет предпринимателям значительно экономить время и получать государственные и иные услуги в режиме "одного окна". Здесь они смогут найти финансовую поддержку, поучаствовать в образовательных программах и деловых мероприятиях. Кроме того, на площади свыше 800 квадратных метров располагается консультационная зона, лекторий на 150 человек и первый в городе коворкинг на 40 мест. Бизнес-омбудсмен Свердловской области Елена Артюх уже провела в новом центре личный прием, а с 1 сентября ее общение с местными представителями МСБ в режиме видеоконференции будет происходить еженедельно.
Мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев отметил, что центр "Мой бизнес" объединит субъектов МСП города с коллегами из соседних муниципальных образований. Инструменты, которые предлагаются здесь, позволят реализовать лучшие практики и продвинуть бизнес вперед, укрепить экономику территорий и Урала в целом.
До конца 2019 года еще два таких центра должны открыться в разных районах Екатеринбурга.