По экспертной оценке межведомственной рабочей группы, увеличение нормативов утилизации отходов от использования товаров (ОИТ) позволит преодолеть дефицит сырья для полной загрузки мусороперерабатывающих предприятий, а также увеличить собираемость экологического сбора до 135,7 миллиарда рублей. Сейчас сумма собираемого экосбора на порядок меньше: по данным Росприроднадзора, в 2016 году она составила 1,3 миллиарда рублей, в 2017-м - 2,6 миллиарда, в 2018-м - 2,2 миллиарда.
Кроме того, увеличение нормативов утилизации до 100 процентов соответствует европейскому опыту, где плата рассчитывается исходя из необходимости полной утилизации этих отходов, а государство стимулирует рост целевых объемов переработки (например, в Германии целевой показатель составляет около 60 процентов). В то же время это "может повлечь увеличение цены продукции в пределах 0,25-1,5 процента, если производители и импортеры увеличат цены пропорционально возросшим расходам на экологический сбор", указано в письме. Тут же и оговорка, что "прямых предпосылок для увеличения потребительских цен не имеется, поскольку европейские ставки утилизации значительно выше российских", также предлагается стимулировать производителей и импортеров дополнительными льготами при использовании ими вторсырья".
Сейчас они должны утилизировать от 5 до 35 процентов проданных товаров самостоятельно либо уплачивать экосбор. В случае самостоятельной утилизации, когда производитель заключает договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, он может снизить затраты за счет установления цены за утилизацию ниже ставки экосбора. И в ряде случаев это приводит просто к покупке акта об утилизации, а не к самой утилизации.
Минпромторг ранее выступал с аналогичной инициативой. Вместе с тем увеличение нормативов утилизации должно быть планомерным, прогнозируемым на длительный период (не менее 10 лет) и экономически обоснованным, считает статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. "При этом нагрузка, связанная с увеличением нормативов утилизации, должна быть соразмерной для всех производителей товаров и упаковки. Это исключит возможное преимущество для отдельных отраслей промышленности. Исключением из этого принципа могут быть решения, направленные на сокращение производства того или иного товара/упаковки, например, решение о сокращении выпуска пластиковых пакетов. Минпромторг предлагает пересмотреть механизм РОП, который имеет ряд недостатков. В частности, он не учитывает срок эксплуатации товаров и упаковки от производства до момента утраты ими потребительских свойств. В результате одинаковая модель РОП действует как для упаковки со сроком эксплуатации полгода (пластиковая, бумажная упаковка), так и для товаров, используемых в течение 15-20 лет (крупная бытовая техника, мебель). В связи с этим требуется разработать математическую модель, в которой будет представлено экономическое обоснование увеличения норматива утилизации по каждой группе товаров, а также ставок экологического сбора", - сказал он "РГ".
Евтухов считает, что необходимо оставить производителю возможность выбора между уплатой экосбора и реализацией РОП самостоятельно, однако утилизация должна обеспечиваться качественным администрированием, исключающим использование "липовых" справок.
Другая проблема в том, что до конца непонятно точное количество плательщиков экологического сбора. По данным Росприроднадзора за 2018 год, отчетность по выполнению РОП представили 12 844 производителя и импортера товаров, годом ранее их было 13 190. Как отмечается в документе, у службы, как у администратора экосбора, отсутствуют данные о фактическом их количестве. В числе причин называется отсутствие инструментов по выявлению производителей и импортеров, не исполняющих РОП. По мнению минприроды, "сумма экосбора может существенно возрасти при выявлении всех производителей и импортеров товаров, уклоняющихся от выполнения обязанности выполнять нормативы утилизации", говорится в письме.
При стопроцентном нормативе утилизации с импортеров и производителей электроники планируется получать 47 миллиардов рублей ежегодно, бумажных изделий и картона - 22 миллиарда, резины и шин - 17,9 миллиарда, стекла - 14,4 миллиарда рублей.
"Совершенствование механизма РОП должно со временем обеспечить сокращение фактического образования твердых коммунальных отходов (ТКО) как отходов, представляющих собой смесь материалов и изделий, что позволит существенно снизить плату граждан за обращение с отходами", - заявил замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов "Российской газете".
Для этого Минприроды подготовило предложения по повышению эффективности системы "расширенной" ответственности производителей товаров, импортеров товаров, в том числе в целях обеспечения достижения показателей национального проекта "Экология", рассказал он, "они уже обсуждаются в правительстве".
"Целью реформы обращения с отходами является обеспечение снижения объемов образования и размещения ТКО посредством утилизации раздельно собранных отходов, образующихся от использования товаров и упаковки (ОИТ), с максимальной переработкой и возвратом отходов товаров и упаковки в хозяйственный оборот" - отметил Логинов. Поэтому Минприроды рассматривает возможность увеличения норматива утилизации по всем группам ОИТ до 100 процентов, что по экспертной оценке позволит преодолеть дефицит сырья для полной загрузки перерабатывающих мощностей российских утилизаторов, увеличить собираемость экологического сбора и обеспечить эффективную государственную поддержку утилизации ОИТ за счет использования целевым образом средств уплачиваемых производителями и импортерами товаров в рамках РОП, а не за счет населения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"