"Минсельхоз России уже приступил к разработке индикаторов риска нарушений. Министерством совместно с Россельхознадзором осуществляются мероприятия по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора", - рассказали "РГ" в пресс-службе министерства. Контроль призван предупредить нарушения земельного законодательства на землях сельхозназначения, а также устранить причины нарушений, пояснили в ведомстве.
"В одном из сельских районов было поле. Владельцы за плату целый год туда возили землю с различных строек и в итоге насыпали пятиметровый слой глины. Теперь это поле площадью более десяти гектаров в течение пятнадцати лет вообще ни для чего не годится. Там нельзя ни пахать, ни строить", - приводит пример нарушений аналитик аграрного рынка Леонид Холод. Люди просто уничтожили кусок земли. Это вопиющие вещи, которые, конечно, нужно пресекать, говорит он. Кроме того, земли сельхозназначения часто находятся в запустении. Если это выявляется в ходе проверки, возникают основания для иного использования этих земель, добавляет доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Марина Лактаева. То есть заброшенные участки у собственника могут изъять.
Контроль за целевым использованием земель очень важен, считают эксперты. Только индикаторы риска должны быть понятны и целесообразны, отмечают они. Кроме того, важно правильно выстроить межведомственное согласование, необходимо четко разграничить полномочия между несколькими ведомствами.
В основу разрабатываемых индикаторов будут положены параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения. А выявление индикаторов риска может стать основанием для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отметили в минсельхозе. "Одним из примеров такого нарушения может быть несоответствие использования земельного участка целевому назначению или видам разрешенного использования земельного участка, указанным в документах", - уточнили в ведомстве.
Согласно Положению о государственном земельном надзоре контролируют использование земель помимо Россельхознадзора Росреестр и Росприроднадзор. Росреестр должен предотвращать самовольный захват участков, следить за использованием различных земель по целевому назначению и в принципе за тем, чтобы земли использовались, а не были заброшены. Росприроднадзор следит за защитой почв от эрозии, предупреждает уничтожение плодородного слоя. За Россельхознадзором же закреплен контроль за соблюдением правил использования агрохимикатов, использованием земель сельхозназначения, проведением мелиорации и рекультивации. Ряд функций пересекается.
Важно, чтобы в итоге контроль за состоянием и использованием земель вообще был, отмечают эксперты. "Сейчас госструктурами предусмотрен даже мониторинг земель с помощью дронов. Но пока ситуация такова, что прежде всего выявляются новые объекты налогообложения. А вот использование сельхозземель порой не контролируется вовсе", - отмечает Марина Лактаева.