Основой грамотного правового функционирования любого маркетплейса является лицензионный договор, считает руководитель проекта IPEX Global Артем Товбин. "Маркетплейс - это цифровая платформа, которая предусматривает взимание комиссии в момент сделки за то, что пользователю был предоставлен доступ к ней. Любые операции на платформе возможны только после заключения прямого лицензионного договора между покупателем и правообладателем. Так, развивая онлайн-биржу объектов интеллектуальной собственности IPEX Global, мы планируем использовать эту схему. Мы понимаем, что главная проблема на рынке интеллектуальной собственности - это то, что не всегда можно установить правообладателя объекта ИС. Для этого требуется очень глубокая экспертиза. Чтобы решить эту задачу, мы планируем проверять ОИС на заимствования при помощи системы антиплагиата", - объяснил эксперт.
Если все финансовые операции между участниками маркетплейса происходят по агентской схеме, то есть с использованием номинальных счетов, это способствует прозрачности сделок и обеспечению их безопасности. В таком случае правообладатели всегда остаются бенефициарами денежных средств. По словам операционного директора краудлендинговой платформы CO-FI Виктора Максимова, номинальные счета существенно облегчают работу с банками. "Участники платформы IPEX - продавцы и покупатели - осуществляют в электронном виде сделки с правами на любые типы объектов интеллектуальной собственности. Расчеты между ними осуществляются с использованием номинальных счетов. Важной особенностью конструкции такого банковского счета является то, что владельцы денежных средств - сами участники сделок, а не оператор платформы IPEX, что позволяет продавцам и покупателям быть спокойными за свои средства. Для Центробанка такая схема более прозрачна в отчетности и мониторинге", - объяснил эксперт. Подобная схема используется и для расчетов между инвесторами и заемщиками на инвестиционной платформе CO-FI, которая имеет единое расчетное ядро с платформой IPEX.
Директор АНО "Цифровые платформы" Арсений Четин привел необычную аналогию для иллюстрации взаимодействия регулирующих органов и маркетплейсов: "К маркетплейсам нужно относиться, как к детям. То есть когда бизнес маленький, к нему должны быть требования, как к ребенку, а если это уже развитая платформа, то и требования должны быть, как к подростку. А у нас получается, что небольшие компании жалуются на то, что им приходится отчитываться за каждый шаг, а "Яндекс.Такси" в случае, если пассажир недоволен, заявляет, что таксист уволен, а клиенту мы накинули 100 рублей в качестве бонуса. Хотелось бы от более развитых маркетплейсов больше ответственности, а к тем, кто только начинает свой путь, должны быть минимальные требования".
Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IPChain Ирина Яковлева отметила сложившийся позитивный регуляторный механизм, освобождающий маркетплейсы от бремени налоговых агентов, - в большинстве случаев обязанность по уплате налогов, которая возникает при продаже товаров или предоставлении услуг, полностью ложится на пользователей: "Сегодня в основном используется схема, при которой маркетплейс не является налоговым агентом ни по отношению к покупателю, ни по отношению к продавцу, что в принципе освобождает маркетплейсы от затрат на обеспечение данного вида деятельности и данной функции на самой платформе. Это уменьшает риски нарушения законодательства и всего, что связано с налогами. Хочется верить, что наши налоговые органы не будут ничего менять в этом уже устоявшемся секторе", - заявила эксперт.
В свою очередь юрист фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Михаил Халецкий дополнил, что система налогообложения в операциях с объектами интеллектуальной собственности на маркетплейсах действует в основном по тем же принципам, что и с физическими товарами и услугами: "Если разработчик программных продуктов написал код и как физическое лицо планирует получать доход от него в маркетплейсе, он обязуется самостоятельно заплатить НДС. Маркетплейс за него эту обязанность исполнять не должен. Даже если вы торгуете фотографиями через зарубежный маркетплейс, но при этом покупателем является российское лицо, возникает обязанность начислить НДС. При продаже прав на программное обеспечение - как исключительных, так и неисключительных - действует налоговая льгота. Для ее получения важно, чтобы продажа продукта осуществлялась на основании лицензионного договора, отвечающего требованиям российского законодательства".
Управляющий партнер юридической компании "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова отметила, что владельцам маркетплейсов нужно активнее взаимодействовать с регулятором и выдвигать совместные инициативы по вопросам регулирования сферы e-commerce.