Новости

20.08.2019 18:05
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Бизнес со свистом

Что поможет мастерам народных промыслов считать себя предпринимателями
В минувшие выходные гончары и мастера народной игрушки собрались в старинном городке Скопине Рязанской области, где с 14 по 18 августа проходил Международный фестиваль керамики. Конечно, это был праздник со всеми атрибутами, привлекающими туристов. Но еще - и встреча профессионалов. Для коллекционеров это была возможность найти нечто необычное, а для мастеров - хороший способ заработать. В том числе и на интересе к их изделиям неискушенных покупателей.
 Фото: Игорь Филонов Создание аутентичной народной игрушки - удовольствие не из дешевых. Фото: Игорь Филонов
Создание аутентичной народной игрушки - удовольствие не из дешевых. Фото: Игорь Филонов

В каждой области, на любой ярмарке, фестивале, просто в сувенирной лавке обязательно будет местная игрушка. Везде, где есть глина, издавна лепили из нее фигурки. В музее филимоновской игрушки в тульском Одоеве рассказывают, что изначально это был своего рода "компромисс язычества с православием": мол, запретила церковь ставить большие тотемные фигуры, но старых богов обижать не решались, вот и уменьшили тотемы в размерах. Сегодня это занятие называется народным промыслом. Может ли глиняная свистулька прокормить мастера, разбиралась корреспондент "РГ".

На поток не поставишь

"РГ" не раз рассказывала о предприятиях народных промыслов. В большинстве случаев они с трудом выживают, хоть и имеют поддержку от властей - субсидии, налоговые льготы. Но традиционную для каждого региона игрушку все же создают не в цехах. Как правило, ее делают народные мастера у себя дома. Для туристов они художники, для экономики региона - предприниматели, представители малого бизнеса. Власти декларируют цель - сохранить промысел. Но как это сделать, если прибыльной эта отрасль никогда не была? Даже в старину игрушку лепили скорее забавы ради - довеском к основному гончарному производству.

- В этой сфере все сводится к самоорганизации. Сегодня молодежь, даже обучившись какому-то народному промыслу, не хочет этим заниматься, - рассуждает учредитель одоевских музеев Сергей Кузнецов. - Можно ли на этом прилично заработать? Смотря как работать. Но главное - кому? Бабушки, сохранившие ту же филимоновскую игрушку, к сожалению, уходят, а молодых практически нет.

- У меня мало учеников, - вторит ему народный мастер, член Союза художников России Наталья Фролова. - Это очень тяжелый труд. Заработать сложно. В 1990-е годы была мода на все народное, нас всюду приглашали. Сегодня ситуация изменилась. Надо иметь еще какой-то более надежный источник дохода. На продажах не заработаешь - коллекционеров мало.

Наталья Николаевна серьезно и давно занимается плешковской и чернышенской игрушкой - традиционной для Орловской области. Она педагог, краевед, этнограф, лауреат национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России "Русская галерея - XXI век". Сейчас на пенсии. Уверяет, что только поэтому и может позволить себе заниматься любимым делом.

- На игрушке заработать можно - на хлеб, воду и рубище, - смеется мастер кожлянской игрушки из-под Курска Наталья Петрова. Она профессиональный керамист, а еще педагог дополнительного образования. Не является основной сферой деятельности изготовление гончарных изделий и для мастера федоровской керамики из Тамбова Данилы Чулюкина. А вот мастер абашевской игрушки из Пензы Владимир Ворожейкин считает, что умельцы слегка лукавят.

- Меня игрушка прокормить может. Сейчас возвожу новую мастерскую, потом построю частный музей, - поделился Ворожейкин своими планами, но секретов "игрушечной" экономики раскрывать не стал.

Мастера говорят: игрушку надо делать с душой - на поток не поставишь, а потому не прокормит. Они с увлечением рассказывают об особенностях глиняных изделий, присущих их краю.

- Раньше собирались семьями, говорили об игрушке: как ее правильно делать, почему делается так, а не иначе. А если подумать - говорили про своих предков. Это наша генетическая память, - уверен народный мастер Алексей Гончаров.

Не свисти - денег не будет

"Есть и такая поговорка: свистунов - на мороз. Мы всю жизнь свистульки делаем, вот и еле сводим концы с концами", - смеются народные умельцы. Казалось бы: что сложного в их промысле? Однако этот бизнес - дело весьма затратное. Начинается игрушка с заготовки глины. За ней надо ехать - эти транспортные расходы порой бывают весьма существенными. Потом на месте нанимать рабочих, чтобы ее заготовить, поскольку одному копать долго. Впрочем, глину можно купить - это сэкономит время, но увеличит расходы.

Мастер должен иметь оборудование. Как правило, это глиномешалка (можно и руками, но тогда о производительности стоит забыть) и, главное, - печь для обжига. Все это - особенно печь - дорогостоящее и энергоемкое.

У мастеров есть две "палочки-выручалочки": заказы коллекционеров на эксклюзив и властей на изготовление массовых изделий

- Труд специфический. Глина сама нужной кондиции не достигнет - ее не только привезти, еще и подготовить надо. И на все это требуется время, которое потом нужно как-то монетизировать, - поясняет Сергей Кузнецов. - Затрат много потребуется для того, чтобы почувствовать вкус масла на хлебе.

Цены на аутентичную игрушку довольно высокие. Их диктует рынок. Кстати, на игрушку глины идет в три раза больше, чем на "гончарку" такой же стоимости, пояснил Владимир Ворожейкин. Помимо уже перечисленных затрат, надо еще приобрести глазурь: чем больше используется цветов, тем дороже игрушка. Может понадобиться второй обжиг, а это увеличит плату за электроэнергию.

- Подготовить глину, вылепить, ошкурить, потом - грунтовка, раскраска, - перечисляет мастер жбанниковской игрушки Анна Терешина из-под Нижнего Новгорода. - Тюбик краски стоит от тысячи рублей. Мыло варить проще и доходнее...

- Что такое две тысячи рублей за аутентичную игрушку, если на ее изготовление ушло полторы - две недели? А ведь ее еще и продать надо, - замечает Сергей Кузнецов.

Фестивальная экономика

Реализовать игрушку можно, как правило, в том же регионе, где ее делают, - такова логистика продаж.

- Если вы приехали в Калугу, то не будете там искать филимоновскую игрушку. В качестве туристического сувенира вы увезете хлудневскую, - замечает Сергей Кузнецов.

По его словам, эти сувениры сегодня востребованы. При этом в большем количестве продаются небольшие дешевые изделия. В то же время - это не хлеб и не лекарства, их не покупают каждый день, так что производить свистульки тысячами смысла особого все же нет.

- Когда-то в деревне Филимоново из 110 дворов 75 были "гончарными" и делали мастера в том числе игрушку. Сегодня нельзя посадить тридцать человек лепить свистульки - они в таком количестве просто не нужны. Необходим разумный компромисс. Наверное, пятнадцати мастеров филимоновской игрушки для сегодняшнего спроса достаточно, - считает учредитель музея в Одоеве.

Другое дело - авторские эксклюзивные экземпляры, на изготовление которых как раз и уходит несколько недель. За ними гоняются коллекционеры. По словам Натальи Фроловой, сегодня интерес к таким вещам имеется. Но ведь и коллекционер каждый день их покупать не будет. Как пояснил тамбовский мастер Данила Чулюкин, есть две "палочки-выручалочки" - это заказы коллекционеров на эксклюзив и властей (региональных, муниципальных) - на массовые изделия. С ним солидарны и калужские умельцы. Но при этом значительная масса изделий реализуется на ярмарках и фестивалях.

- Надо понимать, куда ехать продавать. Организаторы часто не задумываются, приглашая, например, на различные ярмарки сбора урожая и мастеров народной игрушки. Им это надо для общего антуража. Мы заметили, что на ярмарках и фестивалях, посвященных продуктам, игрушка продается плохо. Все же люди едут туда за едой, а не за керамикой, - считает Сергей Кузнецов. - У ярмарки должна быть соответствующая специализация. Однако власти, организовывая некие специализированные ярмарки, часто зацикливаются на местной тематике и не приглашают, например, на фестиваль хлудневской игрушки мастеров из других регионов. Своих, конечно, надо продвигать, но полноценного праздника без таких гостей-участников не будет!

Сегодня в Центральной России можно назвать лишь несколько гончарных фестивалей. Это знаменитый Скопинский в Рязанской области, Одоевский - в Тульской. Много разноплановой керамики бывает также на фестивале в подмосковном Раменском.

- Мы изначально задумывали свой фестиваль в Одоеве для мастеров и тех, кто интересуется этим направлением народного творчества. И у нас получается такой специфический форум, на который собираются мастера и коллекционеры, - пояснил Сергей Кузнецов.

Сегодня фестиваль филимоновской игрушки в Одоеве пользуется особой популярностью у коллекционеров, поскольку здесь можно найти редкие экземпляры из разных регионов. Для мастеров это возможность не только представить свои произведения, но и пообщаться с коллегами из профессионального сообщества.

- Мы приехали сюда первый раз и получили своего рода "перезагрузку" - здесь мы увидели реальный интерес к нашим аутентичным изделиям, - поделилась впечатлениями о встречах в Одоеве мастер жбанниковской игрушки Анна Терешина из-под Нижнего Новгорода. - Самые сложные изделия, которые в Нижнем в магазине годами стоят, ушли буквально в первые минуты после открытия ярмарки! Оказалось, что коллекционеры за ними гоняются.

Вот только доходы мастеров никак не догонят.

Культура Арт Народные промыслы Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Рязанская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники