Наверное, уже можно подвести первые итоги реализации проекта электронной записи в первые классы школ страны. Оправдались ли ожидания?
Гульмира Кудайбердиева: Я считаю, итоги более чем хорошие. В 2019 году в школы Бишкека впервые должны пойти 17 тысяч ребятишек. На сегодня мы получили 15700 заявлений на зачисление в электронном формате, более 90 процентов которых удовлетворено. Напомню, эти данные касаются лишь Бишкека, поскольку пилотный проект реализуется пока только в столице. Хотя были предложения запустить его в некоторых регионах, я настояла на Бишкеке, потому что именно здесь возникало больше всего проблем.
Каждый год в августе министерство в буквальном смысле заваливали жалобами на то, что с родителей собирают вступительные взносы или ребенку предлагают сдать какие-то экзамены, пройти тестирование. То есть налицо была очень серьезная коррупционная составляющая. Между тем существует определенный регламент набора детей в школы, которым никакие экзамены или тесты не предусмотрены. Согласно Конституции страны, каждый ребенок имеет право на образование без каких-либо условий. Родители и педагоги должны это четко усвоить.
Возвращаясь к проекту электронной записи детей в школу, скажу, что Бишкек - это только первый этап реализации программы. В дальнейшем мы намереваемся работать таким же образом в регионах.
С трудом верится, что все прошло так гладко. Неужели не возникло ни одной проблемы?
Гульмира Кудайбердиева: Конечно, трудностей достаточно. Мы по мере возможности пытаемся их решать. К примеру, на сегодня у нас есть заявления, что в той или иной школе отказываются принять ребенка в первый класс, потому что нет мест. Сейчас в экстренном порядке надо решать этот вопрос. У меня на днях состоялась встреча с руководством столичного отдела образования. Мы в каждом районе города создали специальные комиссии, которые принимают заявления от родителей, дети которых не попали в число первоклашек. Члены комиссии каждое такое обращение - а их зарегистрировано чуть больше 450 - рассматривают индивидуально. Однако должна напомнить, что мы информировали о начале реализации проекта с января этого года. Сейчас вторая половина августа, и родители вдруг вспомнили, что их ребенок идет в первый класс. Но сроки уже прошли, квоты на прием детей в школы заполнены.
И начинают сыпаться упреки, жалобы в различные инстанции. Вот только своей вины мамы с папами почему-то не замечают. Безусловно, дети, проживающие в пределах микроучастка, имеют преимущества при зачислении в школу, но родители могли бы вовремя об этом позаботиться. Я также не исключаю вариант, что некоторые первоклассники оказались в тех или иных школах по поддельным справкам с места жительства. Однако педагоги - это не прокуроры и не милиционеры. В компетенцию администрации школ не входит проверка подлинности документов. Так что дети, которые зачислены, будут учиться, относительно тех же, кто не попал в школьные списки, вопрос будет решен в самый короткий срок. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы все 17000 маленьких бишкекчан пошли в школы.
Как быть с теми, кто переехал на постоянное место жительства в столицу из регионов накануне нового учебного года или когда электронная запись в школу уже закончилась?
Гульмира Кудайбердиева: Вот для таких случаев мы и создали рабочие группы, которые предлагают возможные варианты решения проблемы. Смотрят, где проживает семья в настоящее время. Начиная с четверга прошлой недели примерно с 15 до 19 часов родители могут обратиться за консультацией или жалобой к специалистам городского или районного отдела образования. Уверяю вас, все вопросы с зачислением детей в школы будут решены, ни один ребенок не останется без внимания.
Сегодня сложилась такая ситуация: в центре столицы построили большое количество многоэтажек, но ни одной новой школы. Детям, которые проживают в этих домах, надо где-то учиться, а мест в имеющихся учебных заведениях не хватает. Есть ли выход из положения?
Гульмира Кудайбердиева: Будем рассматривать вариант с пристройкой новых корпусов. Мы тщательно изучили этот вопрос совместно с мэрией столицы, Госстроем, Бишкекглавархитектурой. Определены 15 школ, у которых есть возможность такого расширения площади. Например, школа N 12. Там позади основного здания достаточно места, чтобы возвести дополнительные учебные помещения.
Однако есть еще один важный момент - внутренняя миграция. Масштабы ее год от года увеличиваются, население столицы растет. Семьи переезжают с ребятами, для которых нужны места в детских садах и школах. Сейчас по поручению президента страны создан фонд, куда поступают средства от борьбы с коррупцией. На эти деньги уже построены и отремонтированы школы и детские сады в некоторых районах столицы и новостройках.
Еще один больной вопрос- школьные финансы. Часто инициаторами сбора средств на какие-то мероприятия или нужды выступает родительский комитет школы или класса либо попечительский совет. Можно ли назвать их действия "поборами"?
Гульмира Кудайбердиева: Должна сказать, что с введением электронной очереди в детские сады и электронной записи в школы у нас практически не стало заявлений родителей о том, что у них вымогают какие-то вступительные взносы. Что же касается сборов средств на мероприятия или нужды и можно ли назвать его "поборами", то все зависит от того, насколько прозрачно работают родительский комитет и попечительский совет. Если родители не знают, куда направляются средства, то, естественно, возникают сомнения в целевом использовании собранных сумм. Я заявляю, что со стороны ни администрации школ, ни классных руководителей никакой инициативы по сбору денег быть не должно. Конечно, без финансовой поддержки родителей сейчас обойтись сложно, но все должно быть прозрачно и в рамках закона.
Геннадий Борог, отец первоклассницы
Об электронной записи в первый класс я узнал еще в феврале. Конечно, сначала были сомнения, что этот проект будет работать. Пошел в школу, разузнал, что и как. Мне объяснили, что у детей, которые живут на микроучастке, относящемся к школе, есть преимущества. Мы с женой зашли на сайт министерства образования, заполнили предложенную форму. На все про все у нас ушло полчаса. Дальше с определенной периодичностью заходили на сайт и проверяли, есть ли фамилия нашей дочери в списке. Обрадовались, что ее зачислили в ту школу, какую мы хотели. Никаких вступительных взносов не платили. Нас только собрали для того, чтобы проверить уровень подготовки к школе, но это был даже не экзамен, скорее, простое знакомство и общение с учителем.