По итогам заседания в формате российско-узбекского финансового диалога, впервые состоявшегося в марте 2018 года в Ташкенте, подписана трехлетняя программа сотрудничества между министерствами финансов двух стран, предусматривающая оказание всестороннего содействия правительству Узбекистана в совершенствовании системы управления государственными финансами и решении задач по глубокому реформированию экономики республики на основе российского опыта.
Уже сейчас можно говорить о первых результатах совместной работы, которых удалось достичь за 2018-2019 годы. В их числе - разработка нового налогового кодекса Республики Узбекистан, что дает возможность запустить процесс перехода к прозрачной налоговой среде и, как следствие, создать благоприятные условия для стимулирования предпринимательства. Для привлечения инвестиций в экономику Узбекистана ведется разработка концепции повышения конкурентоспособности финансовых рынков республики, совершенствуются механизмы налогообложения транснациональных компаний, ведущих деятельность на ее территории.
В июне 2019 года в рамках трехлетней программы сотрудничества инициировано подписание соглашения между Минфинами России и Узбекистана об оказании при содействии Федеральной налоговой службы России безвозмездной технической помощи Узбекистану в развитии системы налогового администрирования.
В числе прочего оно предусматривает реинжиниринг бизнес-процессов, совершенствование налогообложения имущества, создание системы работы с налогоплательщиками и модернизацию информационно-аналитической системы налоговых органов Узбекистана. Кроме того, предполагается внедрение инновационных компонентов, учета и анализа налоговой информации и иных программных комплексов ФНС России.
При содействии экспертов Научно-исследовательского финансового института Минфина России подготовлен порядок разработки и утверждения государственного бюджета. Формализация бюджетного процесса имеет важное значение как для правительства Узбекистана, так и для других органов исполнительной власти республики. Одновременно с этим реализуются проекты по совершенствованию отчетности в государственном секторе и процедур финансового контроля, что должно повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также ограничить рост долговых обязательств в период проведения реформ. Ведется работа по обеспечению Минфина Узбекистана надежными инструментами макроэкономического анализа и прогнозирования, в том числе при помощи сложных экономико-математических моделей общего равновесия.
Особое место среди сфер взаимодействия занимают направления, связанные с развитием "человеческого капитала": подготовка концепции модернизации системы социальной защиты населения, внедрение страховых принципов в здравоохранении и т.д.
Реализация трехлетней программы также будет способствовать обмену опытом между представителями экспертного и научного сообщества и поиску наиболее эффективных решений для расширения сотрудничества наших стран.
Безусловно, было бы неправильно говорить, что партнерство в финансовой сфере ограничивается только перечисленными направлениями - круг взаимных интересов ширится, и мы видим серьезные перспективы для дальнейшего наращивания масштабов взаимодействия.
На 1 января 2019 года на территории Узбекистана действовало 1427 предприятий с участием российского капитала, что составило около 19 процентов от общего числа работающих в стране иностранных экономоператоров.
При этом в 2018 году в Узбекистане было создано 428 предприятий с российскими инвестициями, что прочно закрепило за Россией статус лидера по этому показателю.