Дело в том, что во Франции вот уже несколько лет как вступил в силу закон, по которому руководящие органы муниципалитетов, министерств и прочих государственных структур обязаны соблюдать паритет по половому признаку. Предполагалось, что этот закон станет серьезным стимулом для того, чтобы мужчины, традиционно составлявшие большинство, потеснились, уступив места представительницам слабого пола. Речь шла о пропорции 60 процентов на 40. Так вот в Бург-ан-Бресс это равновесие было нарушено самым явным образом и далеко не в пользу мужчин: из пяти членов административного совета четыре кресла заняли дамы и только одно пришлось на месье, то есть 80 процентов против 20. Когда об этом узнали в префектуре, то в полном соответствии с законом отправили Жан-Франсуа Деба уведомление о штрафе.
"Это и смешно, и парадоксально. Дисбаланс между полами существует, так уж исторически сложилось, что в администрации всегда было больше мужчин, чем женщин. Почему не допустить, чтобы в некоторых муниципалитетах было больше женщин?" - негодует мэр и намеревается обратиться напрямую в правительство, чтобы обжаловать решение о штрафе. Он вообще считает, что его инициатива заслуживает поощрения, а не наказания, учитывая, что в среднем по стране в руководстве местных органов власти всего 34 процента женщин, что ниже обозначенного в законе уровня в 40 процентов. Вокруг этой истории сейчас завязалась острая полемика в соцсетях. Некоторые считают этот гендерный закон данью политкорректности, полагая, что не пол, а компетентность главный критерий назначения на ту или иную должность.
Один из пользователей, судя по всему, решив довести ситуацию до абсурда, в шутку предложил кому-либо из дам в руководстве Бург-ан-Бресс "сменить пол", чтобы восстановить там гендерный паритет. Надо сказать, что от этого закона во Франции в основном, конечно, страдают те ведомства, где на руководящих постах преимущественно мужчины. К примеру, местному МИДу пришлось раскошелиться на 450 тысяч евро за ряд нарушений по этой части. Однако и это не рекорд. Он принадлежит французскому министерству экономики и финансов, которое должно заплатить 1,7 миллиона евро.
Франция далеко не единственная страна в мире, где по закону организации должны иметь четко установленное количество работников определенного пола на руководящих постах. Так, например, в соседней Бельгии соответствующее постановление действует с 2011 года и обязывает государственные и зарегистрированные на бирже публичные компании иметь в управлении не менее 33 процентов работников одного из полов. В Норвегии еще с 2007 года публичные акционерные компании должны соблюдать баланс 40 к 60 процентам. С немецкими фирмами дела обстоят чуть иначе: "женская" квота минимум 30 процентов от состава совета директоров действует только в отношении публичных акционерных компаний, где применяется практика кодетерминации, то есть участия работников в руководстве. Более мелкие фирмы с аналогичным принципом работы обязаны установить собственные нормативы для увеличения доли женщин-управленцев. Не остались в стороне и США, где уже к концу года, согласно подписанному прошлой осенью закону, публичные компании, главные исполнительные подразделения которых находятся в штате Калифорния, будут обязаны два места в совете директоров из пяти резервировать для женщин. Три кресла будут положены представителям прекрасного пола, если руководство компании состоит из шести членов. Примечательно, что этот закон действует только в Калифорнии и стал первым в своем роде в Соединенных Штатах.
Подготовила Диана Ковалева