Просторная "двушка", на диване мячиком прыгает Никита, улыбчивый, симпатичный. Рядом в коляске гулит младший брат Кирилл.
- Никита иногда пытается учить английскому братика и расстраивается, когда тот отказывается писать буквы, - улыбаясь, замечает Олеся Печатнова, мама Никиты.
Особинку своего первенца мама Олеся и папа Слава заметили, едва мальцу исполнился год. Неожиданно Никита стал повторять буквы родного алфавита, запомнив их за несколько дней. Затем стал бегло читать и быстро писать. Сидя на маминых руках в магазине, годовалый малыш вслух читал все ценники. Чем приводил в изумление целые супермаркеты. Все прогулки по улице заканчивались метрами исписанного асфальта. Мальчик обожал цветными мелками вычерчивать слова и целые предложения на тротуарах и лестницах.
А любимой игрушкой быстро стали счеты: он на них складывает и вычитает числа по 5-7 цифр со скоростью счетной машинки.
Самое большое наказание для малыша - если мама отказывается с ним решать примеры.
- Это бывает, когда я не хочу утром есть кашу или капризничаю, - признается Никита.
Олеся говорит, что первая беременность шла на удивление легко. Никита родился без проблем, крепким и крупным мальчиком.
Первое "не так" она заметила, когда ему было несколько месяцев. Мальчик был равнодушен к игрушкам, но радовался, когда в руки попадала яркая книжка. Повзрослев, вместо "просто гулять" ребенок просил решать с ним его любимые сложные примеры.
Однажды друзья посоветовали им подать заявку для участия в телешоу "Лучше всех!", которое ведет Максим Галкин.
- Я зашла на сайт программы, посмотрела, что нужно заполнять большую и сложную форму-заявку, и вышла, - смеется Олеся. Скоро во Владивосток приехали редакторы этой программы отбирать для съемок одаренных детей. Никита прошел с 1-го тура, сразив всех знанием английского и блестящим владением счетами. На записи программы Максим Галкин диктовал ему на русском, а Никита быстро переводил и красиво писал уже на английском.
После возвращения из Москвы 3-летний Никита победил на краевой детской олимпиаде.
- Он считает в уме быстрее, чем записывает. Пишет медленнее, чем считает, - говорит мама. Девяносто шесть примеров парень решил всего за семь минут.
Не выдерживаю, предлагаю Никите порешать со мной. Он с готовностью соглашается.
- 37+96-42+84-16+123, - быстро говорю я.
- 282, - отвечает без запинки.
Остальные задачки были решены в том же темпе.
Что касается государств и их столиц, то Никита по флагу называет и крошечные страны вроде Науру, Тувалу и Сан-Марино.
Во всем остальном Никитка самый обычный ребенок. Непоседливый, иногда капризный, не прочь погулять с соседскими девочками. Любит мамин суп и манную кашу. Равнодушен к спорту. Папа приводил его в секцию футбола и говорит, что мальчик пришел на несколько занятий, а затем ему стало неинтересно.
Родители Никиты с тревогой смотрят в его будущее. Очевидно, что у них родился необычный ребенок, которому будет трудно в школе. Такие дети быстро начинают раздражать учителя, у которого строгий учебный план, а в классе еще 2 десятка учеников, у которых сорок родителей. Все с правами и особенностями. Маленькие вундеркинды выбиваются из рамок, не вписываются в стандарт...
Когда мы прощались, я не удержался и спросил Никиту, кем он хочет быть, когда вырастет.
- Пожарным. Хочу все тушить.
Главное, Никита, не туши в себе свой дар. А взрослые пусть найдут способ правильного развития твоей исключительности.
Елена Зеленина, директор Приморского краевого центра по работе с одаренными детьми, кандидат педнаук:
- Родители Никиты правильно делают, что уже сегодня думают о его будущем. В три года ребенок еще не социализирован, то, что мы видим сегодня, - это еще вершина айсберга. Мой совет - найти хорошего грамотного психолога. Который поможет понять природу его одаренности и установить правильный вектор развития мальчика.
Главное - найти первого учителя, с которым бы у ребенка была бы "одна группа крови". Чтобы учитель смог максимально развить способности этого ребенка. В нашем центре готовы ему оказать всяческую помощь и внимание.
Приморский краевой центр развития одаренных детей был создан семь лет назад.
- Наш центр - это 37 школ, детсадов, гимназий и лицеев, у которых есть чему учиться, - говорит директор центра Елена Зеленина.
В центре нередко бывают случаи, когда талантливые дети удивляют даже одаренных педагогов.
Как-то приехала девочка с отдаленного села и с порога говорит: "Я хочу заниматься биотехнологией". Педагоги замерли от такого признания, но нашли ей увлеченного ученого, который согласился делиться с ребенком знаниями.
Один из мальчишек, победитель всех школьных и районных олимпиад, заявил, что ему интересны секреты и тайны ядерной физики. И ему тоже помогли с педагогом, который даст мальчишке намного больше школьной программы.
В центре убеждены: одаренные дети, как правило, сильно мотивированы, им нужно только помочь.