Яхта под парусом "РГ" отплыла из Санкт-Петербурга в Антарктиду

Третьего сентября у причала набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове в Санкт-Петербурге встретились две парусные яхты "Русь" и "Сибирь". Обе участвуют в экспедиции к берегам Антарктиды.

В январе 2020 года исполнится ровно 200 лет, как самый южный и самый таинственный материк земного шара был открыт Фаддеем Беллинсгаузеном. Два века спустя россияне решили повторить подвиг своих предшественников и отправились в 15-месячный морской поход.

Один из авторов этой экспедиции, капитан первого ранга Михаил Юрченко вручил капитану яхты "Сибирь" Сергею Щербакову флаг Санкт-Петербурга и капсулу с землей для дальнейшей передачи коллективу антарктической станции.

- Это путешествие важно не только молодым романтикам, - сказал он, - но и ветеранам флота и тем, кто сегодня стоит за штурвалом кораблей.

Важно отметить, что яхта "Сибирь" отправилась в это путешествие под флагом "Российской газеты". Провожая ее с причала, заместитель генерального директора "РГ" Андрей Першин сказал: "В начале будущего года флаг "РГ" доставят на южный полюс. Для нас это событие имеет большое символическое значение: ведь в будущем году коллектив отметит 30-летие "Российской газеты". Мы пригласим в редакцию мореплавателей, чтобы они поделились своими впечатлениями от совершенного похода, а мы расскажем об этом многомиллионной армии читателей "Российской газеты".

Новый этап путешествия будет непростым, но команда заявляет, что к нему готова. Все матросы имеют опыт морских походов, а для капитана "Сибири" Сергея Щербакова это уже третья кругосветка. Впрочем, в Антарктиду он идет впервые.

- Самым сложным будет переход через пролив Дрейка, где волны достигают 20-метровой высоты. Это вдвое выше, чем в бурных водах Арктики. И нашей небольшой яхте с такими штормами не справиться. Тем не менее практика показывает, что пересечь пролив между циклонами реально. Дойдем до Огненной Земли, будем искать окно. И прорвемся, - уверен Щербаков.

Помогать путешественникам будут солнечные, ветровые и дизельные генераторы, а также спутниковая связь и локация, чего не было во времена Беллинсгаузена. На борту яхты имеется печь, опреснитель воды, а также чудо отечественной оптики - 20-кратный бинокль. Однако по размеру "Сибирь" намного меньше знаменитых парусных шлюпов "Восток" и "Мирный", так что сам поход для команды, состоящей всего из шести человек, станет настоящим испытанием. Качка, приступы морской болезни, вахта через каждые четыре-шесть часов ночью и днем. На вопрос, будет ли у матросов время для настольных игр, они отшучиваются: "А вы пробовали играть в шахматы на американских горках?"

Поход - это только на два процента приключений, а все остальное - работа!

Костяк экипажа (четыре человека вместе с капитаном) будут находиться на яхте бессменно. Остальные - по очереди. Всего о своем желании участвовать в кругосветке заявили 120 волонтеров из разных городов России. Из них отобрали 25 человек, в том числе трех женщин. Яхтсмены в отличие от своих предшественников считают присутствие дам на борту не дурной, а скорее счастливой приметой и уже не раз в этом убеждались. - Поход - это только на два процента приключений, а все остальное - работа, - поясняет Сергей Щербаков.

В качестве провианта команда берет тушенку, сгущенку, макароны и муку, из которой будут печь хлеб. Все остальное закупят в портах. Есть на борту и аптечка. Однако опыт говорит о том, что, кроме морской болезни, иными недугами путешественники, как правило, не страдают. По словам капитана, экстремальные условия мобилизуют организм, как на войне. И болячки не пристают.

Задача новой кругосветки не только повторить путь мореплавателей, но и провести исследования. С этой целью в Бресте к "Сибири" присоединится еще один парусник Xanadu, оснащенный точной аппаратурой. Технику и приборы ученые-энтузиасты установят и на омской яхте.

- Мы хотим выяснить природу глобального потепления, причину деградации ледников. И опробуем в деле измерительную программу экологии океана, которую можно осуществлять малыми судами. Составим карту накопления парниковых газов, - пояснил "РГ" морской химик Максим Озерной. - Еще одно направление - микропластик. Разлагаясь, посуда и пакеты образуют частицы, которые, попадая в организм морских животных, губят их. Постараемся выявить и зафиксировать самые засоренные участки океана. Это поможет понять, что происходит с планетой, повлиять на ситуацию.

Еще одна миссия кругосветки - просветительская. Яхта "Сибирь" будет останавливаться в сорока зарубежных портах, и это хорошая возможность рассказать миру о роли России в открытии Антарктиды. "В портах яхту ждут. Свидетельство тому десятки писем, полученных из посольств иностранных держав о готовности помочь, в том числе и в организации встреч с населением", - сообщил председатель Полярной комиссии Санкт-Петербургского РГО Виктор Боярский.

На память о своем пребывании на берегу российские путешественники оставят иностранным аборигенам журнал "Родина", издаваемый "Российской газетой".