04.09.2019 18:07
    Поделиться

    Школьников научат управлять финансами и писать расписки

    Министерство просвещения опубликовало для общественного обсуждения доработанные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальных и средних классов.

    Пожалуй, для российской системы образования это один из самых главных документов. В нем будет ясно прописано - что и на каком году обучения узнают дети. На основе этих стандартов будут разрабатываться конкретные программы для школ и учебные планы, будут писаться учебники и составляться задания ЕГЭ.

    - Результаты по предметам "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "Физика", "Химия", "Биология" и "География" распределены по годам обучения, - сообщается в пояснительной записке к проекту ФГОС.

    Что это значит на практике? Например, в стандарте по математике для средних классов четко прописано - к концу шестого класса ребенок в числе прочего должен уметь "решать задачи на проценты, отношения и пропорции; на соотношения между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; данные бытовых приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа), задачи из области управления личными и семейными финансами…"

    А что в стандарте по русскому языку? К примеру, уже в седьмом классе ребенка должны научить оформлять деловые бумаги (заявление, расписку); редактировать собственные тексты, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110 слов и многому другому.

    Что касается таких предметов, как "ИЗО", "Музыка", "Технология", "ОБЖ" и "Физкультура" - то здесь разделение идет не по годам обучения, а по тематическим модулям. Их порядок и количество часов на каждый модуль школа может устанавливать сама, в зависимости от своего материально-технического обеспечения и особенностей своих учеников.

    Что есть в стандарте по музыке? Например, модуль "Народное музыкальное творчество России". Здесь нужно научить ребенка различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов.

    Стандарт по "Технологии"? Здесь еще интереснее. В модуле "Робототехника" нужно научить ребят классифицировать и собирать роботов по видам и назначению. При этом еще и презентовать свое изделие. Модуль "3D-моделирование": создавать 3D-модели, используя программное обеспечение графических редакторов (SketchUp, AutoCAD, Компас 3D); изготавливать прототипы с использованием технологического оборудования (3D-принтер, лазерный гравер).

    В стандартах начальной школы тоже есть четкое разделение. К концу первого класса малыш должен уметь устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям, читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту, устно складывать и вычитать однозначные числа в пределах 10 и многое другое…

    Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития России, поставлена президентом страны, - рассказали "РГ" в министерстве просвещения. - Действующий сегодня стандарт включает только общие установки. А что именно изучается, в каком классе - на эти вопросы должна самостоятельно отвечать каждая школа. Это приводит к тому, что образовательная программа одной школы может кардинально отличаться от программы, принятой в соседней.

    Именно поэтому требовалось детально прописать общую предметную базу для всех классов. При этом в министерстве просвещения отметили, что новые школьные стандарты "переориентированы на формирование умений не только заучивать, но и объяснять, анализировать и использовать полученные знания для решения учебных и практических задач".

    Что конкретно это значит? Например, стандарт говорит о том, что к концу шестого класса после уроков физики ребенок должен уметь распознавать проявление изученных явлений в окружающем мире. В том числе - физические явления в природе: излучение Солнца, замерзание водоемов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли (дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле), полярное сияние.

    Поделиться