Как "РГ" сделала счастливыми почти тысячу учителей из сорока стран мира

Есть журналистика факта, а есть журналистика мысли. Есть и погоня за новостями. Все есть в нашей профессии с оправдательным: мы не врачи - мы свидетели... Но однажды ты "усыновляешь" чужую проблему и она становится твоей.

Если честно, и предположить не могла, как одна газетная публикация окажется актуальной на десятки лет. И тысячи людей в разных странах поверят в себя в минуты отчаяния. И многие из них окажутся в Москве, и будут в День города среди почетных гостей российской столицы на Красной площади.

Да, вначале было слово. В редакции проходил круглый стол "Моя родина - русский язык", где с горечью говорили, что "великий и могучий" стал гонимым иностранным. Как конкретно поддержать опорного человека на постсоветском пространстве - учителя русского языка? И тогда мы придумали конкурс учительских эссе на заданную тему, которому подставила плечо замечательная Людмила Ивановна Швецова с правительством Москвы.

В итоге наш Пушкинский конкурс, сразу же поддержанный МИДом России, вышел за границы ближнего зарубежья, стал ежегодным и международным.

За 19 лет более 6 тысяч учителей приняли в нем участие, 950 из них стали лауреатами, экспертами "РГ" по самочувствию русского языка в ближнем и дальнем зарубежье. Русский, будем надеяться и работать на это, возвращает свои утраченные позиции, любовь к языку Пушкина, как утверждают наши авторы, можно даже монетизировать: например, приехать на заработки в Россию или сделать у себя на родине карьеру. Русский сегмент Всемирной паутины - Рунет для миллионов стал колоссальным магнитом.

Наш волонтерский проект - свидетельство нормально работающего гражданского общества - имеет и свою биографию, и свою репутацию. На фейсбучных просторах активно присутствует сообщество лауреатов Пушкинского конкурса. И когда, например, ставлю по делу лайк Людмиле Агаханян из армянского Капана, вспоминаю ее маму, лауреата нашего первого конкурса Галину Борисовну Агаханян, которая с красным дипломом ленинградского вуза уехала в далекое армянское село преподавать русский. Это ей довелось услышать: "Чемодан, вокзал, Россия", - тогда она отправила знаменитую уже телеграмму президенту Армении. "От дружбы еще никто не умер, от ненависти погибли целые цивилизации".

Увы, русский язык стал разменной монетой в руках политиков. Не только профессионализм, но и мужество часто требуются учителю русского. Поэтому наш конкурс мы придумали еще и для того, чтобы сказать спасибо всем неутомимым паромщикам культур, великим подвижникам и просветителям. Наши лауреаты получают скромный грант - 18 тысяч рублей. Но, нескромно замечу, они получают невероятный подарок - пять дней в прекрасной Москве, с экскурсиями и театром, с музеем Пушкина и с Институтом русского языка им. Пушкина... Они обретают новое дружество. Кульминация - чествование лауреатов в Белом зале мэрии, которое мы проведем с Михаилом Швыдким, председателем Попечительского совета конкурса, Элеонорой Митрофановой, руководителем Россотрудничества и московским министром Сергеем Череминым (ему - отдельное спасибо: после ухода, светлой памяти, Людмилы Ивановны он подставил свое сильное плечо).

Тема эссе этого года была посвящена Александру Сергеевичу: "220. Пушкин под напряжением: памятник или блогер?"

Сотни учителей из 39 стран, включая США и Австралию, приняли в нем участие. Некоторые посоветовались со своими учениками и убежденно написали, что сегодня Пушкин был бы блогером-миллионером, у него подписчиков было бы даже больше, чем у Трампа. Его "Евгений Онегин" - это идеальный ЖЖ. Ну, а эпиграммы поэта, его стихи на память в дамских альбомах - сколько перепостов получают до сих пор: "... С счастием у Вас разлад. И прекрасны Вы некстати. И умны Вы невпопад".

Очень точным оказалось, на взгляд членов жюри, которое возглавляет профессор Марина Королева, мнение Нилакши Сурьянараян из Индии: "Ошибка наша в том, что Пушкина каждый раз мы пытаемся свести до своего "современного" состояния, адаптировать его, сделать удобным - карманным или электронным. Не себя поднять до его вершин, а его спустить до степени нашего сиюминутного положения. Вот и "приспосабливаем" его под себя - то в "пролетария", пишущего "агитки", то в блогера N 1. Спасибо, что он милосерден и великодушен! Стоит себе молча на Тверской - и все понимает!"

Среди победителей - два учителя из Одессы, которая не отрекается от Пушкина. В прошлом году некоторые лауреаты с Украины просили не фотографировать и не указывать их фамилии в печати: признание в любви к русскому походило на преступление. Может, времена меняются?

Любовь к языку Пушкина, как утверждают наши авторы, можно даже монетизировать: приехать на заработки в Россию или сделать у себя на родине карьеру. Рунет для миллионов стал колоссальным магнитом

Мы всегда рады грузинскому десанту. При любой политической погоде там русисты не сдаются: даже создали у себя в стране ассоциацию Пушкинских лауреатов. Марина Бидзинашвили подарила нам историю, с которой мы каждый раз начинаем встречу с лауреатами в редакции "Российской газеты".

"После пятидневной войны 2008 года мне надо было идти на первый урок русского языка. Тогда у нас даже из утюга звучало, что Россия - страна-агрессор. Было страшно от собственного бессилия. И знаете, что сделали дети? Когда я вошла, они встали и хором сказали: "Очень здравствуйте!"

Москва сегодня говорит "очень здравствуйте" людям, которые во многих странах света работают реальными послами русского языка и русской культуры.