Сегодня наш кластер не просто успешно работает, но и входит в топ-25 кластеров нашей страны.
Президент России не раз ставил задачу по сохранению и развитию отечественной авиастроительной отрасли. Мы с полной отдачей работаем над ее решением, являясь "авиационной столицей России", поскольку наш регион с советских времен имеет статус одного из флагманов отечественного авиастроения.
В составе кластера - важнейшие российские предприятия в сфере разработки и производства авиационной техники и авиакомпонентов, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, научно-образовательные центры и уникальные транспортно-логистические авиакомпании с мировым именем.
Ключевым звеном, вокруг которого сформирован кластер, является крупнейший в России авиационный завод "Авиастар-СП", который по поручению Владимира Владимировича Путина совместными усилиями мы буквально возродили из пепла 90-ых годов.
На ульяновском "Авиастаре" уже более четырех десятков лет строятся и модернизируются самые современные российские гражданские и военные самолеты. Это и знаменитый военный транспортник Ил-76, и самый большой в мире серийный грузовой самолет Ан-124 "Руслан", и пассажирский авиалайнер Ту-204, который поставляется в авиаотряд российского Президента.
Завод участвует в проекте по созданию новейшего российского пассажирского самолета МС-21. В кооперации с АО "Гражданские самолеты Сухого" авиастаровцы осуществляют монтаж интерьеров и отработку систем самолетов семейства Sukhoi Superjet 100.
Целевые показатели кластера демонстрируют положительную динамику. Если в 2011 году объем инвестиций в эту отрасль составлял 1,8 миллиарда рублей, то в 2018 эта цифра выросла в восемь раз - до 15 миллиардов рублей. Специалисты прогнозируют, что к 2025 году объем инвестиций достигнет 25 миллиардов рублей.
Доля авиационной отрасли в ВВП региона в прошлом году составляла 12,5%. В 2025 году по тем же прогнозам показатели увеличатся до 18,5%, то есть в 1,5 раза.
Кроме производственного комплекса мы расширяем границы авиаобразования, развиваем научный и кадровый потенциал региона. Мы оснастили самой современной научно-технической базой главный вуз гражданской авиации страны - Ульяновский институт гражданской авиации. Ежегодно около 500 дипломированных специалистов оканчивают этот институт и вливаются в работу российских и зарубежных авиакомпаний.
Предприятия авиакластера также обеспечивают качественную покраску и модернизацию авиалайнеров. Недавно мы приступили к разработке такого перспективного направления, как производство беспилотников.
- Раз уж Вы заговорили о беспилотниках, давайте более подробно остановимся на этом прогрессивном направлении. Как развивается в Ульяновской области этот новый вид авиации?
Мы давно уяснили: если мы будем уделять внимание только авиастроению, то не сможем стать лидерами. Поэтому решили очень серьезно заниматься таким направлением НТИ, как Аэронет. Он сочетает в себе новый вид авиации, новый вид авиастроения, новый вид подготовки кадров, новые возможности.
Поэтому мы приняли решение создать Ульяновский центр беспилотных систем. Он будет заниматься разработкой и производством перспективных дронов и беспилотных летательных аппаратов с использованием передовых технологий. На данный момент происходит согласование технического задания перспективного БЛА, графика работ, смет. Проект будет реализовываться в рамках НТИ Аэронет.
При этом мы хотим по максимуму внедрять передовые разработки ульяновских инженеров. Например, для БПЛА арктического использования мы намерены применять облегченные терморегулируемые боксы для Li-ion батарей, антиобледенительную защиту элементов конструкции, винтов, фюзеляжа, облегченные терморегулируемые корпуса и боксы для бортовой и подвесной электроники.
Общий объем инвестиций в проект предположительно составит 300 млн руб. А серийное производство готовой продукции должно начаться уже через пару лет: в 2021-2022 годах.
Конечно, развитие этого прогрессивного направления требует и наличия кадров с соответствующей компетенцией. Мы планируем заняться их подготовкой - на базе вузов региона, научно-исследовательских и конструкторских центров.
- Сергей Иванович, в этом году на МАКС-2019 широкой публике впервые представили новейший лайнер МС-21. Расскажите, какой вклад Ульяновская область вносит в реализацию этого проекта?
Ульяновские авиастроители производят около половины всех компонентов для новой машины. Наш "Авиастар-СП" является крупнейшим предприятием по реализации проекта МС-21: завод изготавливает практически все панели фюзеляжа, все двери и люки, подкилевой отсек и отсек ВСУ, хвостовое оперение (киль и стабилизатор).
На производственных площадях АО "АэроКомпозит-Ульяновск" изготавливается уникальное "чёрное крыло" для самолета из полимерных композиционных материалов: силовые элементы консолей композитного крыла лайнера, верхние и нижние панели центроплана. Здесь же производится окончательная сборка центроплана и консолей крыла.
Ещё одна наша компания - "ПРОМТЕХ-Ульяновск" - производит электрические жгуты и гидравлические трубопроводы для самолета МС-21, а Ульяновское конструкторское бюро приборостроения - бортовое оборудование. Участие в покраске опытного образца МС-21 принимало АО "Спектр-Авиа", мы уверены, что существенная доля серийных МС-21 также будет направляться для окраски в Ульяновск.
- А что с производством модернизированных Ил-76 для поставок в Минобороны?
До конца года "Авиастар-СП" планирует собрать пять Ил-76МД-90А. Завод остается крупнейшим предприятием в России по выпуску авиационной техники. Производственные работы выполняются согласно плану и задачам, поставленным перед нами руководством страны, три самолета мы уже передали в ВТА. А уникальная поточная линия сборки транспортников Ил-76МД-90А откроет новые возможности: ожидается, что завод сможет собирать до 18 самолетов в год.
- Раскройте секрет: какие еще планы есть у региона в авиационной отрасли?
Прежде всего, это как раз государственный оборонный заказ на Ил-76, который будет выполнять в ближайшие три года "Авиастар-СП". Для решения этой важнейшей задачи дополнительно будут трудоустроены около 1,5 тысяч человек. Большая потребность в этих самолетах есть и у иностранных государств.
В связи с растущими темпами производства на предприятии нам нужны кадры. Причем не только из Ульяновской области, завод готов принять работников и из других регионов страны. Поэтому сегодня региональное Правительство разрабатывает меры поддержки для молодых специалистов авиационной отрасли, приезжающим к нам для трудоустройства.
28 августа мы обсудили с руководством ОАК открытие обучающих курсов для будущих работников завода. На базе межрегионального центра компетенций - авиационного колледжа мы планируем запустить два вида программ: для обучения "с нуля" и для переподготовки кадров.
Еще одно ключевое направление ульяновского авиастроения - развитие композитного производства. Мы начинаем строить новый индустриальный корпус "Композитная долина" в портовой особой экономической зоне. Это новое для страны, приоритетное направление. Сейчас мы завершаем переговоры с порядка 10 компаний композитной отрасли. Часть из них планируем разместить на новой площадке в портовой особой экономической зоне. Эти предприятия связаны с производством изделий из композитных материалов для большей части отраслей промышленности: авиационной, автомобильной, а также ветроэнергетики.
- В регионе уже создана единственная в стране особая экономическая зона портового типа. Есть ли планы по созданию других "особых" территорий?
Наша особая экономическая зона "Ульяновск" - единственная особая экономическая зона портового типа в России. ОЭЗ "Ульяновск" отвечает и соответствует современным настроениям бизнеса, обладает всеми необходимыми мощностями и является идеальной площадкой для быстрого и эффективного развития новых инвестиционных проектов. В ОЭЗ "Ульяновск" доступны любые виды транспортной инфраструктуры и имеется возможность для реэкспорта товаров: территория примыкает к аэропорту, соединена с авиационным перроном рулежной дорожкой, также рядом проходит железная дорога и автомобильная дорога с выездом на федеральную трассу. Только за первое полугодие 2019 года 8 новых инвестиционных проектов было одобрено Правительством Ульяновской области для реализации в ульяновской ОЭЗ.
Мы намерены использовать успешный опыт создания ПОЭЗ для организации зоны свободной торговли. Она позволит увеличить международный товарооборот, упростить таможенные и регистрационные процедуры, привлечь транзитные грузопотоки, создать условия для реэкспорта, вывести грузопотоки из "серых схем". Как результат, благодаря увеличению бизнес-активности мы сможем повысить инвестиционную привлекательность, обеспечить приток частного капитала и с его помощь создать новые объекты инфраструктуры, производства и рабочие места. Ульяновская область станет драйвером макрорегиональных логистических центров.
Конечно, что при формировании зоны свободной торговли очень важно оперативно вносить изменения в существующее федеральное законодательство. У нас уже есть наработки в этой области.