Белгородка Елена Лукина рассказывает, что ее дочь - ученица младших классов - освоила планирование не хуже создателей японской системы "канбан". Доска с задачами у школьницы такая, что диву даешься - там помещается расписание школьных уроков, домашних дел и увлечений. Но последних, по словам самой ученицы, "маловато будет".
- Надо бы еще записаться в какой-то кружок, мам, - предлагает она. Мол, не пустовать же "канбану".
Похожая ситуация и в семьях ее знакомых - с началом сентября родители внимательно слушают чад - чего им хочется в этом учебном году. Однако решение - отправить ребенка в спортивную секцию, танцевальный клуб или какой-либо кружок "для души" - зависит, конечно, не только от его выбора, но и от финансовых возможностей семьи.
- Мы сразу договорились в семье, сколько в месяц сможем тратить на подобные "хотелки" наших школьников, - говорит Елена Лукина. - Хотя я не жалуюсь на доход, все же соизмеряю траты: на эти деньги я могу купить очень хорошие сапоги, заплатить за отопление в доме за два зимних месяца... В результате, как говорят финансисты, бюджет секвестировали, оставив только танцы для дочки и робототехнику для старшего. Дочка просит еще отдать ее в кинологический кружок: "Мама, я же будущий ветеринарный врач!" Но мы пока не решаемся. Надо изучить финансовую сторону. Не секрет, что бывают занятия и недорогие, но те же танцы, к слову, требуют помимо платы за абонемент, еще и затрат на костюмы для выступлений, на "гастрольные поездки" - детей часто отправляют на конкурсы. Так что приходится считать деньги очень внимательно.
Освободить родителей от части платежей призвана новая система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Ее только начали внедрять с нынешнего учебного года. Проект разворачивается медленно, но верно. Суть его в том, чтобы каждый ребенок получил сертификат на дополнительное образование. Обратиться за ним могут родители детей от пяти до 18 лет, при этом "расплатиться" документом можно не только в муниципальных школах искусств, но и в платных кружках и секциях.
Идея довольно здравая: ведь не секрет, что зачастую дополнительное образование как бизнес организовывают бывшие педагоги. При этом идут они в свободное плавание не столько из-за финансовых амбиций. Каждый второй, отвлекшись от бухгалтерских подсчетов эффективности собственного дела, говорит о свободе творчества в процессе работы с детьми. Есть возможность давать ученикам то, что им нравится, менять направление подготовки и уделять ребенку столько времени, сколько позволяют родительские финансы. Новая система, по словам ее инициаторов, должна еще и стимулировать начинающих предпринимателей от образования заполнять эту нишу. Ведь получается, что бюджетные деньги пойдут, таким образом, на оплату услуг частного бизнеса.
Менеджер по работе с регионами Фонда поддержки проектов НТИ Татьяна Играева отмечает, что первый вопрос, который требует решения перед открытием бизнеса на основе дополнительного образования детей - зачастую "в головах" начинающих предпринимателей: их надо правильно настроить, подсказать, как вести свое дело.
- Как правило, бизнес инициирует преподаватель - не важно, работает он сейчас в каком-то учреждении или уволился, - поясняет она. - Но масса сложностей возникает уже на первом этапе. Начнем с того, что человек меняет собственный статус: из педагога, который, как говорится, "реализовывал свой образовательный потенциал", он превращается в предпринимателя. Нужно решать совсем другие задачи, задействовать собственные управленческие умения: ведь приходится создавать команду для работы, пусть и небольшую. Ему надо быть и пиарщиком - ведь любая школа или кружок требует определенной раскрутки. Естественно, нужны знания и финансовой составляющей бизнеса: ведь должна быть экономическая эффективность.
Татьяна Играева подчеркивает, что сегодня в регионах происходит "бум технического творчества", и это вызывает у многих преподавателей желание создать свою школу, чтобы заработать больше.
- На популярность кружков технического творчества влияют даже трогательные детские истории - рассказывает она. - Например, в Липецке на одном из фестивалей мальчик показал собачку-робота. Оказалось, что у него аллергия на собак, и завести питомца семья не может. Вот школьник и решил создать себе такого "друга", который будет играть с ним, выполнять команды. За ним в робототехнику тянутся и другие дети...
Однако сам по себе спрос еще не обеспечивает процветания этому виду предпринимательства. К сожалению, многие примеры говорят об обратном. Слагаемых успеха немало, и, как в любом бизнесе, здесь приходится рисковать.
Руководитель белгородского "Кванториума" Андрей Ковалев добавляет: открывая собственную школу, педагог должен быть готов пройти через множество препятствий. Новая система бюджетного финансирования, которая должна стать стимулом для увеличения количества подобных кружков, не предполагает упрощения важных нормативных процедур.
- К примеру, чтобы воспользоваться сертификатами, школе нужна лицензия, - поясняет он. - Получить ее не так просто, но без этого - никак.
Андрей Ковалев приводит в пример Олега Грязнова, который создал в Белгороде собственную робототехническую школу. При этом он не только занимается собственным бизнесом, но и работает в "Кванториуме". Он прирожденный педагог и организатор, умеющий увлечь школьников и передать им необходимые знания. На начальном этапе бизнеса ему потребовалось свыше миллиона рублей.
- Популярность технического творчества растет, - констатирует Андрей Ковалев. - Открывается много кружков на коммерческой основе. Но и сложностей здесь немало - стоимость аренды помещений для занятий в городе высока, качественное и современное оборудование тоже стоит недешево. Плюс множество других затрат. Все это надо внимательно просчитывать.
Эксперты отмечают, что не последнюю роль в развитии этого бизнеса играет и конкуренция между детскими центрами. Стилист Ольга Рыбина, которая ведет занятия по колористике не только для взрослых, но и для детей, отмечает новый тренд:
- Люди стали экономить на одежде и на еде, но вкладывают средства в образование - свое и детей, - отмечает она.
При этом и педагоги, и предприниматели уверены, что начинать такой бизнес лучше в качестве "побочного".
- Возьмем в качестве примера семью, где у мужа свое успешное дело, а жена работает учительницей, - рисует картину организатор детской школы в Задонске Липецкой области Владимир Щедрин. - Если ее частная школа будет сначала финансироваться благодаря бизнесу мужа, а к этому приложится ее талант педагога и организатора - да, такое дело имеет шансы на успех.
Владимир Щедрин уверен, что система персонифицированного финансирования не станет хорошим подспорьем бизнесу.
- Я думаю, что административный ресурс сделает свое дело - и сертификаты понесут в муниципальные школы искусств, - считает он. - Им тоже нужно как-то выживать.
Сам Владимир Щедрин душой болеет за дело супруги. В ее школе не только преподают английский для самых маленьких, готовят детсадовцев к первому классу, но и внедряют новые методики - чтобы развивать таланты будущих архитекторов.
- Мы делаем то, чего поблизости нет нигде, - уточняет Щедрин. - Но и это еще не залог успеха...
В небольшом Задонске, по его словам, важно просто не работать в убыток и реализоваться как профессионалу, реально помогая детям раскрыться.
- Я думаю, что скоро бум детских коммерческих кружков и школ сойдет на нет - ведь денег у людей не так много, - полагает Щедрин. - Понимаете, даже мы разочаровались в субсидиях для малого бизнеса. А других видов поддержки не существует. Почему разочаровались? Сами посчитайте: чтобы получить 600 тысяч рублей и пользоваться ими три года, надо взять на работу дополнительно трех педагогов с зарплатой не ниже средней по региону. Плюс к этому - за них нужно заплатить в различные фонды. Получается, что мы эту субсидию быстро растратим на зарплату, да еще и оставшееся время будем вынуждены содержать штат. Иначе нарушим обязательства перед государством. Так что мы рады тому, что у нас есть.