Новости

11.09.2019 15:08
Рубрика: Общество

Доцент с окладом

Госдума попросила Минобрнауки разобраться с зарплатами в вузах
В среду во время "Правительственного часа" в Госдуме глава Минобрнауки Михаил Котюков ответил на просьбу депутатов разобраться с реальным уровнем зарплат в вузах - по данным законодателей, разрыв в доходах управленцев и их подчиненных составляет десятки раз.
Михаил Котюков (справа) и президент РАН Александр Сергеев на пленарном заседании Госдумы. Фото: РИА Новости Михаил Котюков (справа) и президент РАН Александр Сергеев на пленарном заседании Госдумы. Фото: РИА Новости
Михаил Котюков (справа) и президент РАН Александр Сергеев на пленарном заседании Госдумы. Фото: РИА Новости

"Зарплатный" вопрос для депутатов станет одним из основных перед рассмотрением нового бюджета на трехлетку. Открывая накануне осеннюю сессию, глава нижней палаты Вячеслав Володин поставил цель - разобраться с проблемой средних зарплат работников образования и здравоохранения. И только с учетом этого принимать основной финансовый документ. Дело в том, что сейчас зарплата может рассчитываться с учетом доходов управленческого персонала. И в результате, сказал председатель ГД, рядовой педагог или врач получает недостаточные средства.

Ситуация в высшей школе - в том же ключе. Заработная плата в вузах, в соответствии с поручением президента, должна быть не ниже двукратной по региону. И этот показатель, как рассказал Котюков, уже достигнут.

Но ведь средняя зарплата по вузу - это как средняя температура по больнице, заметили в Госдуме.

- Как вы знаете, в некоторых высших учебных заведениях ректоры получают очень высокую заработную плату - в десятки раз выше, чем кандидаты наук, доценты, - заявил Вячеслав Володин.

Он напомнил, что "все обсуждают заработные платы министров, депутатов". "Но у наших коллег из высшей школы у многих в десятки раз они выше", - заметил парламентарий.

Глава нижней палаты призвал проанализировать зарплаты преподавательского состава - тех, кто непосредственно участвует в проведении занятий. И рассчитать этот показатель без учета доходов ректоров вузов, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами. Если преподавательские зарплаты на деле окажутся ниже целевого уровня, то необходимо будет принять решение.

При этом в Госдуме не призывают к бездумной "уравниловке". Если ученый много делает для страны, то высокий уровень дохода, конечно, обоснован, заметил председатель нижней палаты.

- Кто-то если из них изобрел то, что продвигает страну и прогресс, тоже обоснованно. Но отрываться от коллектива не нужно, - резюмировал Володин.

Надо еще и доходы научных сотрудников "посчитать", чтобы получить реальную картину, добавил депутат от КПРФ Олег Смолин.

Михаил Котюков пообещал подготовить и представить депутатам соответствующую информацию.

Мало того, он согласился с необходимостью совершенствовать систему оплаты ректорского корпуса. Речь как раз о сокращении разрыва в зарплатах. Этот процесс уже начался.

- Мы обновляем ту нормативную базу, которая существует, и устанавливаем те ограничения, которые давно были. То есть не более чем, в среднем, в восемь раз зарплата ректора должна превышать среднюю в коллективе, - сообщил министр.

Кадровый вопрос высшей школы и науки в целом глава Минобрнауки и депутаты обсуждали, конечно, не только в этом разрезе - Котюков рассказал о планах по расширению программы грантов для молодых ученых и других способах поддержки. "Правительством принято решение об увеличении в два раза премий молодым ученым. И это решение будет реализовано в самое ближайшее время", - рассказал, в частности, министр.

В целом ситуация с "утечкой мозгов" меняется уже сейчас, констатировал Котюков. А именно, "количество людей, которые приехали в Россию, приехали работать в науке, превышает число тех, кто уезжает". И приоритетные направления науки уже сегодня имеют долю молодых сотрудников, близкую к 50%.

Депутаты побеспокоились за кадры старшего возраста - не приведут ли попытки привлечения молодежи в науку к сокращению опытных сотрудников? Работы точно хватит всем, заверил Котюков. Ведь в новейшей истории наука, по его словам, впервые отнесена к национальным целям - надо войти в пятерку наиболее передовых стран мира. Амбициозная задача требует существенного увеличения количества российских исследователей - в ближайшие годы стоит задача не только удержать нынешние кадры, но и подготовить и привлечь в науку дополнительно 35 тысяч человек.

Общество Образование Законодательная власть Госдума Правительство Минобрнауки
Добавьте RG.RU 
в избранные источники