Песни ABBA, Queen и Окуджавы вошли в "культурный норматив" школьника

Минкультуры и минпросвещения опубликовали "Культурный норматив" для школьников. В него вошли списки музыкальных, народных и литературных произведений, фильмов, спектаклей и даже картин, с которыми рекомендуется знакомить детей после уроков. Это сотни позиций: музыка - Глинка, Мусоргский, Чайковский, ABBA, Queen, Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Булат Окуджава, Борис Гребенщиков. Кино - "Иваново детство" Тарковского, "Баллада о солдате" Чухрая, "Форрест Гамп" Земекиса, "Крестный отец" Копполы и многое другое.
Владимир Савостьянов /Фотохроника ТАСС

Проект предполагает организованные выезды школьников на спектакли, концерты, выставки, кинопоказы... Такие "культпоходы" рекомендуется проводить ежемесячно. При этом все мероприятия должны быть бесплатны для школьников и проходить абсолютно добровольно.

Программа "Культурный норматив" стартует уже в октябре в 11 пилотных регионах России. Ребята, которые освоят разные блоки, будут записывать свои впечатления в специальном дневнике, а в конце учебного года сдадут культурный норматив в игровой форме (какой именно - регионы определят самостоятельно).

Среди заданий могут быть, например, такие: определить на слух название музыкального произведения и автора, определить жанр фильма, определить век создания картины. Тот, кто успешно сдаст норматив, получит бронзовый, серебряный или золотой знак отличия проекта.

Комментарий

Борис Машковцев, директор киностудии "Союзмультфильм", руководитель рабочей группы проекта по профилю "Кинематограф":

- Норматив - общая работа специалистов из разных областей культуры. Все эксперты давали свои предложения: из какого контента может состоять тот или иной блок. В нашем случае в процессе участвовали и Союз кинематографистов, и Музей кино, и ВГИК - все давали свои рекомендации и замечания. Через полгода список из 300 российских и 100 зарубежных фильмов был утвержден. Важно: это рекомендованный список, сродни списку литературы для внеклассного чтения. Выбирались произведения, которые, с нашей точки зрения, могут заинтересовать детей и подростков, увлечь их кинематографом. Мы исходили из того, что школьнику необходимо развиваться не только по линии научного знания, но и эмоционального, эстетического восприятия мира. Культурный норматив - способ дать ребенку такое альтернативное видение мира.

Как школьник может "контактировать" с произведениями культуры? Во-первых, это различные выездные мероприятия. Второй способ - формат культурных клубов, где местный педагог, ориентируясь на рекомендованные списки, не просто показывает детям произведение, но и обсуждает его с ними, мотивирует к творчеству. Третий вариант - самостоятельное изучение фильмов из списка, который размещен на портале "Культура РФ".