Последние 33 года он работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, сначала заместителем директора, потом 20 лет возглавлял институт, а с 2018 года являлся его научным руководителем. В РАН он возглавлял секцию экономики, с 2000 года был ее академиком.
Много лет Виктор Викторович являлся колумнистом "Российской газеты", часто выступал с колонками, интервью и комментариями и в других изданиях. До самого конца он оставался бодрым, деятельным и неравнодушным ученым и человеком, и его уход, несмотря на 83 года, оказался страшной неожиданностью. Глубоко порядочный, демократичный, с отличным чувством юмора, он счастливо избежал превращения в догматика, в своих суждениях был предельно независим от конъюнктуры, умело отличал настоящие события от громких новостей, на происходящее смотрел непредвзято, подкрепляя свои знания и свой анализ опытом и мудростью, мог позволить себе резкие оценки, но они никогда не шли от его личных предпочтений. Он все взвешивал с точки зрения того, пойдет ли это на пользу экономическому росту, росту доходов людей или нет. "Все в наших руках, надо только не бояться брать на себя ответственность за решения", - наверное, так можно определить его кредо.
Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
Трудно выделить какую-то главную характеристику Виктора Викторовича Ивантера как ученого.
Во-первых, он блестящий исследователь, выбравший довольно трудное для советской эпохи направление макрофинансовых исследований. В то время ему стоило довольно многих усилий убедить коллег, что абсолютно недостаточно заниматься только "железобетонной" частью экономики - реальным сектором. Требуется понимать, как устроены финансовые потоки и как с их помощью развиваются отдельные производства. Затем, когда уже начались реформы, он также доказывал тот простой факт, что экономическая динамика определяется не только деньгами. В результате этих дискуссий в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН возникла школа макрофинансового структурного прогнозирования, которая сочетает как традиционный межотраслевой подход, рассматривающий производственные связи между отдельными секторами, так и процессы финансирования экономического роста на достаточно детальном уровне.
Во-вторых, он блестящий организатор, в течение двадцати лет руководивший ведущим академическим институтом и не только сохранившим его в сложные времена, но и существенно укрепивший его исследовательский потенциал. Постоянное вовлечение в работу молодых экономистов было фирменным стилем работы Виктора Викторовича. Он подготовил большое число учеников, которые сейчас работают и в науке, и в бизнесе, и в правительстве.
В-третьих, он безусловный научный лидер. Не секрет, что не всегда блестящий ученый-академик обладает задатками лидера. С Ивантером было иначе. Он не только позволял, но и стимулировал дискуссию, а порой и азартные споры, при этом умело управляя ими. Задачу быть полезным власти он воспринимал не как желание получить какие-то дивиденды или кому-то понравиться, а как естественный результат своей деятельности - попытку сделать экономическую политику более эффективной. И на это он ориентировал своих коллег, справедливо считая, что экономическая школа должна сочетать в себе теоретические и прикладные исследования, а в отдельных случаях и консалтинг. И здесь он мог говорить жесткие и неприятные для власти вещи, но всегда на уровне профессиональной дискуссии и с искренним желанием оказать возможную помощь.
Особое внимание В.В. Ивантер придавал деятельности РАН. Он считал, что только в структуре академии, где работает большое число выдающихся ученых из разных научных дисциплин, можно решить задачу разработки комплексной стратегии развития экономики. Остается только надеяться, что его надежды оправдаются.
Редакция "Российской газеты" выражает свои соболезнования родным, друзьям, ученикам и коллегам Виктора Викторовича Ивантера.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"