В начале визита Владимир Путин побеседовал отдельно с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, затем - с иранским лидером Хасаном Роухани, после чего лидеры встретились втроем. Встреча с Эрдоганом прошла за закрытыми дверями, но потом президенты решили пригласить и делегации. "Сейчас, разговаривая с глазу на глаз, довольно подробно мы говорили о сирийском кризисе и путях его урегулирования; говорили о двустороннем сотрудничестве практически по всем направлениям; затронули острые моменты, связанные с Сирией, скажем, по Идлибской зоне, говорили по ситуации в Заевфратье, на Восточном берегу Евфрата, и так далее", - сообщил им Владимир Путин. "Мы констатировали необходимость работать более слаженно по некоторым вопросам и дать дополнительный импульс нашим соответствующим ведомствам - министерствам обороны, иностранных дел, специальным службам - тесно координировать свои усилия по нормализации", - сказал он.
Путин подчеркнул "значительную лидерскую роль Турции и президента Эрдогана по поводу согласования списка тех людей, кандидатов, которые предполагаются к работе в Конституционном комитете". "Можно сказать, что работа в целом завершена, - подытожил он. - Единственное, что мы должны сделать, - это добиться того, чтобы процедура работы этого комитета была согласована и прежде всего, чтобы члены этого комитета действовали достаточно самостоятельно и не подвергались какому-то давлению извне". "Это еще один этап нашей совместной работы. Но, имея в виду, что до сих пор мы добивались положительного результата, на мой взгляд, можно добиться положительного результата и здесь", - уверен российский лидер.
"Сложные чувства у нас вызывает ситуация в Заевфратье: ситуация там продолжает оставаться очень острой. Мы понимаем насколько это важно и для сохранения территориальной целостности Сирийской Республики, и для всех соседей, имея в виду законные права соседних государств, в том числе и Турции, на обеспечение своей безопасности", - подчеркнул Путин.
Президент РФ пригласил турецкого коллегу посетить 5 октября в Москве международный форум "Российская энергетическая неделя". "Тем более что мы будем обсуждать вопросы инфраструктуры, газоснабжения. Имея в виду наш крупный проект "Турецкий поток"", - сказал он. И отметил корректировку товарооборота, "в том числе за счет определенных ограничительных мер со стороны наших турецких партнеров на продукцию российской металлургической и химической промышленности, имея в виду удобрения". "Просили бы наших турецких друзей обратить на это внимание и уделить этому большее внимание в переговорах с российскими партнерами", - заметил Путин. И еще призвал как можно быстрее отреагировать на проект межправсоглашения о расчетах в нацвалютах. "Тем более что это результат фактически совместной работы, и работа практически завершена", - заявил он.
Путин и Роухани обсудили укрепление торгово-экономических связей, ситуацию в Сирии и вокруг СВПД. Путин подчеркнул роль Ирана в формировании Конституционного комитета. "Надеюсь, что мы подошли к окончательной фазе этой работы. И конечно, не могу не отметить нашу общую позицию, связанную с сохранением СВПД", - сказал он. "В нынешних условиях, когда американцы проявляют признаки гегемонизма, например, в сфере мореходства в регионе, и попирают международные нормы - считаю, что наши контакты и наша работа очень важны", - сказал Роухани.
Трехсторонний саммит начался уже вечером. Лидеры вновь подчеркнули важность сохранения суверенитета и территориальной целостности Сирии. И первоочередная задача - продвижение межсирийского политического диалога.
Путин призвал как можно быстрее запустить работу Конституционного комитета в Женеве, тем более что состав определен. Напомним, что ключевая цель комитета - разработка параметров будущего государственного устройства в Сирии. Это должны сделать сами сирийцы.
Российский президент выразил обеспокоенность напряженной ситуацией в единственной оставшейся зоне деэскалации Идлиб, где активизировались террористы, "ее фактически захватили аффилированные с "Аль-Каидой" (террористическая организация запрещена в РФ. - Прим. "РГ") радикальные группировки", и призвал сообща предпринять шаги для полного искоренения угрозы оттуда. "Зона деэскалации не должна оставаться прибежищем для разного рода экстремистов, и тем более служить плацдармом для совершения вооруженных провокаций", - подчеркнул он. Режим прекращения боевых действий никогда не распространялся на террористов.
На северо-востоке Сирии также большие проблемы с безопасностью - и решая их, надо соблюдать суверенитет и территориальную целостность. "Недопустимо делить Сирию на сферы влияния", - подчеркнул российский лидер. И призвал международное сообщество - особенно ООН и ее агентства - активнее помогать сирийцам в гуманитарном плане, в деле восстановления инфраструктуры - "без дискриминации, политизации и предварительных условий".
Эрдоган напомнил, что Турция уже приняла миллионы сирийцев и предложил построить "город беженцев". Цель саммита - "потушение пожара в Сирии", и появилась новая надежда для обеспечения территориальной целостности, спокойствия и стабильности в этой стране, сказал он. Устранены все проблемы и вопросы, стоявшие на пути создания конституционного комитета, констатировал турецкий лидер. "Мы не позволим организовать террористический коридор", - также заявил он.
Роухани заявил, что у сирийского кризиса может быть лишь политическое решение, военные меры неэффективны. Он также отметил "плохие намерения" американцев. Иранский лидер убежден, что расширение сотрудничества между Россией, Турцией и Ираном может стать гарантией урегулирования сирийского и других региональных кризисов. "Чужие покинут сегодня или завтра этот регион, но мы здесь были, есть и будем соседями", - сказал он.
Вопрос, связанный с ударами по саудовским НПЗ, лидеры не обсуждали. Но Путин заметил, что у Ирана есть российские С-300, а у Турции - С-400, тем самым они надежно защищены, и Саудовская Аравия могла бы тоже последовать их примеру, защитив так свои объекты.