В Смольном проект пока считают пилотным. Его реализация началась в прошлом году, а подготовка включала создание серьезной нормативной базы. Организация социальной занятости инвалидов ведется в рамках подпрограммы "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" государственной программы "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением городского правительства. Но чем социальная занятость отличается от просто "занятости"?
- Наши подопечные не могут работать полноценный рабочий день, у них часто бывают обострения болезней, - рассказывает руководитель регионального общественного благотворительного фонда социальной реабилитации и помощи инвалидам Александра Сердитова. - Конечно, у многих из них совсем небольшие пенсии по инвалидности, а у нас они получают зарплату. Но главное - они получают возможность общаться, заводить друзей, выходить из своих четырех стен.
Творческие мастерские "Монастырская слобода", организованные фондом, обосновались в бывших складских корпусах Александро-Невской лавры. Фонд сначала создавался для помощи взрослым художникам-инвалидам, но почти сразу начал работать и с одаренными подростками. Сейчас в слободе развивается четыре направления - изготовление сувенирных кукол и искусственных цветов, керамическая мастерская и изготовление мозаики. Продукция в основном реализуется через монастырские ярмарки и другие подобные мероприятия. Несмотря на то что изготовлены вещицы с большой любовью и вкусом, сделать проект коммерчески успешным почти нереально, признаются в фонде.
- Нам очень бы помогло, если бы у нас заказывали сувенирную продукцию для нужд города, - делится надеждой наместник Александро-Невской лавры епископ Назарий, епископ Кронштадтский. - Для гостей Петербурга, для людей это были бы хорошие подарки, а для инвалидов - еще одна ниточка, которая привяжет их к полноценной жизни.
Кстати, вопросов веры в рабочее время в мастерских не касаются. И на работу принимают не только тех, кто верует и крещен в православие. Но из-за красного кирпичного забора слышен звон лаврских колоколов, а руководитель художественной мастерской увлечен иконописью. - Конечно, в этой работе есть и миссионерская задача, - рассуждает архимандрит Назарий, - потому что мы хотим донести до человека, что даже когда он одинок, он должен чувствовать, что Бог с ним. Но мы можем только показать дорогу к храму, а идет по ней каждый самостоятельно...