17.09.2019 17:02
    Поделиться

    На Урале выставку современного искусства разместили на оборонном заводе

    Пятая Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которую эксперты называют одним из крупнейших международных проектов, открылась в Екатеринбурге. В этом году среди ее участников, как обычно, много всемирно известных художников, например, одна из знаковых фигур американского концептуализма, обладательница "Золотого льва" 56-й Венецианской биеннале Эдриан Пайпер, Карлос Аморалес из Мексики, россияне Павел Пепперштейн, Александр Шишкин-Хокусай и другие.
    Татьяна Андреева/РГ

    Прошлые экспозиции биеннале размещались в пустующей гостинице или типографии, а нынче проект приняло действующее предприятие, причем одно из самых закрытых. Для прохода на Уральский оптико-механический завод придется предъявить паспорт (для иностранных граждан потребуется онлайн-регистрация за пять рабочих дней). Зачем, казалось бы, такие сложности? Само пространство огромных заводских цехов, замерших в ожидании реконструкции, станет, по замыслу организаторов, самостоятельным арт-объектом. У заводчан же свои резоны для гостеприимства.

    - Мы попытаемся переосмыслить производство через призму современного искусства, - говорит директор Уральского оптико-механического завода Анатолий Слудных. - Стереотипы о том, что человек на предприятии - винтик в огромной машине, сегодня ломаются. Есть множество неструктурированных процессов, где требуется творчество. К тому же промышленный продукт исключительно красив сам по себе - это идеальная точность линий и пропорций, выверенные параметры движения. Интересно совместить это с искусством.

    Для тех, кто не захочет знакомиться с современным искусством в условиях режимного объекта, организаторы подготовили вторую площадку - здание кинотеатра "Колизей", и этот их выбор опять же концептуален. Особняк, шагнувший уже в третий век своего существования, временно переименованный организаторами в "Павильон бессмертия искусства", как нельзя более подходит для дискуссий по основной теме нынешней биеннале - "Бессмертие". По словам куратора основного проекта китаянки Шаоюй Вэн из нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма, художники будут размышлять о том, что остается после нас.

    А первые гости только что открывшегося мультикультурного комплекса "Синара Центр" увидят интереснейшую выставку крупноформатных работ фотографа Саши Генциса, сделанных в цехах ЗИЛа. Проект "Социалистический сюрреализм" рассказывает о судьбе индустриальных объектов прошлого в современном мире.

    Организаторы обещают: обычный посетитель не останется один на один с современным искусством, мучительно пытаясь объяснить себе смысл того или иного экспоната, будь то электролизное руно, поляна металлических грибов или вполне натуральное бревно с сучьями. На всех площадках гостей будут сопровождать не просто экскурсоводы, а медиаторы: из почти 300 волонтеров выбрали и обучили самых креативных и увлеченных, так что контакт с искусством обеспечен каждому.

    Кстати

    В Тюмени на площадке музейного комплекса имени И. Я. Словцова открывается специальный проект биеннале "Все не то, чем кажется". "Это своего рода исследовательская лаборатория, в которой участники ищут способы воплощения собственных миров, анализируя историческую, культурную, лингвистическую, археологическую составляющие жизни", - говорит куратор выставки Владимир Селезнев. В спецпроекте задействованы 30 художников из разных городов России. Работы тюменских авторов раскроют локальные мифологии: от традиционного символизма природных объектов деревни Нариманова до оригинальной культуры тюменского комикса.

    Поделиться