Новости

17.09.2019 21:25
Рубрика: Культура

Радость на шести ногах

В буйстве красок фотоконкурса РГО победили черно-белые эмоции
Фотография должна удивлять. Человек, ее делающий, должен быть способным удивиться, быть открытым к чуду. Но ведь вся жизнь - это чудо, значит, нужно быть открытым к ней целиком. Фотограф, как и поэт, - это априори счастливый человек. Он испытывает и горе, и страдания, и счастье одновременно. И удивляется этому.
Фотография называется "Радость". Жюри выбирало финалистов из 42 тысяч работ, не зная ни имени их авторов, ни их заслуг. Некоторые фото делались за секунды, на другие уходило до нескольких месяцев "в засидках" - это не имеет значение. Только конечный результат. Фото: Павел Смертин/Русское географическое общество Фотография называется "Радость". Жюри выбирало финалистов из 42 тысяч работ, не зная ни имени их авторов, ни их заслуг. Некоторые фото делались за секунды, на другие уходило до нескольких месяцев "в засидках" - это не имеет значение. Только конечный результат. Фото: Павел Смертин/Русское географическое общество
Фотография называется "Радость". Жюри выбирало финалистов из 42 тысяч работ, не зная ни имени их авторов, ни их заслуг. Некоторые фото делались за секунды, на другие уходило до нескольких месяцев "в засидках" - это не имеет значение. Только конечный результат. Фото: Павел Смертин/Русское географическое общество

Это монолог автора фотографии, победившей в номинации "Многоликая Россия". Снимок называется "Радость". Павел Смертин, профессиональный фотограф. Снял мальчишку на лугу, его лошадь. И огромное, бесконечное и не нуждающееся в объяснении счастье.

Ведущие церемонии награждения победителей фотоконкурса Русского географического общества "Самая счастливая страна" хорошо представили автора "Радости". С душой. Они сами много путешествуют и поэтому знают, что прелесть, цитирую, "любой страны складывается не только из культурно-исторического материального наследия. И не только красивой природы, хотя куда ж без нее. Очень важны лица людей".

У Павла на фотографии, правда, лицо одно. Лошадку, вероятно, тоже переполняет щенячий восторг (лошади испытывают собачьи чувства?), но она скрытная. Или стеснительная. Вовремя отвернулась. Пацану пришлось отдуваться за себя и за четвероногого друга...

Все время, пока работу Павла представляли, он о чем-то увлеченно беседовал с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. А дальше произошло нечто. Фотографа приглашают на сцену, а вдруг оказывается, что он уже там.

"Точно классный фотограф! - восхитились в голос ведущие. - Умеет появляться ниоткуда".

Определенно, это особый дар. Просто бесценный для фотографа. Кстати, оказалось, что и исчезать он умеет не хуже. В ответ на длинную речь-похвалу сказал одно слово, скромно потупив глаза: "Спасибо". И куда-то исчез вместе с дипломом.

В мир фотографии он пришел с трофейным неисправным Kodak, который привез в 1945-м из Берлина его дед Владимир Васильевич Безденежных

Кто он такой, Павел Смертин?

Смело перечисляйте все ведущие журналы и агентства: он в них работал или, по крайней мере, сотрудничал. В активе: персональная выставка в Вятском художественном музее, выставлялся в столичном "Винзаводе", в музее частных коллекций в ГМИИ им. Пушкина, на фестивале фотографии в Китае и на Fotoviza в Краснодаре. А еще во Франции, в Хорватии, на Fotofest в Хьюстоне.

При этом в светских тусовках не замечен, интервью почти не дает. Как-то перед персональной выставкой в Питере изменил правилам и довольно подробно рассказал о себе директору Музея истории фотографии Дмитрию Шнеерсону.

До того как стать фотографом, Павел Смертин служил в Советской армии, работал фрезеровщиком на заводе и помощником брокера на бирже. Фото: Сергей Михеев

В частности о том, что...

...Родился в Кирове в 1969 году. Одним из самых любимых занятий в детстве было бесконечное разглядывание репродукций в альбомах и выпускавшихся тогда наборах открыток (их покупала его мама). В возрасте 8-9 лет проводил за этим занятием часа по полтора в день.

...У мамы был "Зенит-С", но осваивал мир на... неисправном Kodak формата 6х9 см, который его дед, Владимир Васильевич Безденежных, привез в 1945-м из Берлина.

...Летом 1985 г. увидел пацанов-сверстников с фотоаппаратом. И как проснулся: "Это был знак. Я понял, что с помощью этого инструмента я могу говорить. Видимо, самой мысли было достаточно для радости, и в последующие 10 лет я не предпринимал никаких активных действий. Действий не было, а радость была!".

Знаете, а ведь он все это говорил директору питерского музея за долгие годы до триумфа в "Зарядье". Я имею в виду его снимок "Радость".

Что ж, немного мистики ни одну историю не испортят.

Хотя, если честно, многое из того, что написал о Павле, можно было и не писать. Скосите глаза чуть правее. У него же на лице все написано.

... Напоминаю, оригинал этой и других фотографий-победителей фотоконкурса РГО до 22 сентября включительно можно увидеть своими глазами в столичном парке "Зарядье".

Культура Арт Фотография
Добавьте RG.RU 
в избранные источники