- Собирать минералы я начал, наверное, лет с пяти, - вспоминает свое послевоенное детство Александр Григорьевич. - У моего друга родители были геологами, они возвращались из экспедиций с полными рюкзаками полевых материалов. Все ценное систематизировали, а бросовый материал отправляли на чердак. Это было нашей с другом добычей. Вот так началось увлечение. Помню больше всего меня восхищал тогда камень Тигровый глаз. Я его выменял за свою рогатку. Настоящее было сокровище.
Мальчишка вырос, окончил техникум в своем родном Токмаке, а увлечение не прошло. Потом с рюкзаком и друзьями Саша обошел половину Урала, побывал в Казахстане и Средней Азии и везде пополнял свою коллекцию минералов. В 1973 году Александр перебрался в Крым, где тогда строился одноименный санаторий. Потрудился на стройке, получил квартиру и остался работать в здравнице слесарем. Полуостров юноша тоже обошел с молотком, самозабвенно обследуя горы и выходы разных пород. Вот так, не имея специального образования, он самостоятельно изучил геологию и знает сейчас о минералах, наверное, больше, чем среднестатистический выпускник геофака.
- Коллекция минералов есть в каждом вузе или техникуме, где изучают науки о строении земной коры, - рассказывает пенсионер. - Но для специалистов важен их химический состав, физические свойства, а для меня главное - природная красота камня.
Из потрясающих красками яшмы, агата, сердолика Александр Григорьевич делает миниатюры и целые картины. Некоторые размером с почтовую марку, а самое большое "полотно" - плита серо-черного мрамора размером больше квадратного метра. Кстати, этот мрамор действительно как нельзя более точно передает картину Черного моря во время долгих зимних штормов. Крыму в творениях природы посвящен отдельный шкаф.
- Посмотрите, ну разве это не полотна Айвазовского, - показывает срезы камня, напоминающие морские волны, хозяин коллекции. - А вот это силуэт Крыма внутри камня. Я только сделал этот спил, а все остальное нарисовала сама природа.
Рука бога, уверен пенсионер, точнее и изысканней любого художника. Нужно только увидеть замысел творца. Когда это удается, Александр Григорьевич радуется, как самой большой удаче. Есть в его коллекции сделанные из срезов минералов каменные цветы и бабочки с толщиной лепестков и крыльев около двух миллиметров. Рядом осенний среднерусский пейзаж, силуэт Петра I, застывший на берегу туманной Невы. А вот панорама обороны Севастополя. Все это подсмотрено у самой природы и бережно сохранено.
Последние годы, когда ходить в горы стало трудно, Александр Кулиш пополняет свою коллекцию благодаря прогулкам к берегу моря в Партените. С пляжа пенсионер возвращается с удивительными фигурками людей и животных, сказочных персонажей, которых находит прямо на линии прибоя. А после сильных штормов море выбрасывает из глубины настоящие сокровища, которых на берегу уже не осталось. Им в экспозиции посвящены два шкафа.
Коллекция росла, постепенно к минералам прибавлялись окаменелости доисторических животных, наконечники стрел, пули, оружие, метеориты, африканские маски и луки, насекомые в рамках и многое другое. Собирательство так увлекло Александра, что он тратил на него почти все свои заработки. Многие археологические артефакты были куплены на черном рынке в Киеве, где собирались такие же, как он, увлеченные люди. В украинские времена это было обычным делом.
- От родителей нам с сестрой остался дом, - рассказывает Александр Кулиш. - Дом мы продали, я всю свою часть денег потратил на пополнение коллекции.
В 2001 году руководство санатория "Крым" выделило своему сотруднику помещение, и собрание стало своего рода народным музеем. На 100 квадратных метрах разместились тысячи экспонатов. Точное их количество владелец не знает сам. Однажды Кулиш попытался сосчитать предметы, но где-то на пятой тысяче сбился со счета и оставил затею. Увидеть коллекцию мог каждый желающий за две гривны (примерно шесть рублей). За полтора десятилетия собранную слесарем экспозицию увидели тысячи людей. Сотни оставили благодарственные записи в книге отзывов. Особенно запомнился Александру Григорьевичу визит министра обороны Украины Александра Кузьмука.
- Он тогда заехал со свитой сопровождающих, осмотрел всю коллекцию и остался в восторге, - вспоминает пенсионер. - А на следующий день прислал своих адъютантов, которые привезли мне в подарок от министра шашку и кортик. Они тоже пополнили экспозицию.
Но в 2015 году новое руководство санатория "Крым" аренду помещения Кулишу не продлило. Он предлагал выставить свое собрание в Никитском ботаническом саду и в "Артеке", там вроде бы заинтересовались, но пускать частника на свою территорию не захотели. Обратился к руководству Партенита, ведь в поселке нет ни одного музея, там предложили неприемлемый вариант.
- Мне согласились дать совершенно разбитое помещение с отваливающейся штукатуркой и плесенью на стенах, - рассказал коллекционер. - И аренду выставили - 500 тысяч за полгода. Конечно, я отказался.
Отчаявшийся пенсионер хотел отвезти коллекцию в Запорожье, где живут дети, но переместить собрание через государственную границу без документов о происхождении всех предметов нереально. Так собиратель Александр Кулиш оказался заложником своей коллекции. С 2015 года вся она хранится в двух комнатах его квартиры. Большая часть предметов остается запакованной в ящиках и шкафах. Под стеклом выставлена только самая ценная и дорогая часть коллекции. Промаявшись четыре, года Кулиш готов расстаться со своей сокровищницей.
- Вот если бы нашелся меценат, который купил бы коллекцию и подарил ее "Артеку", чтобы дети видели всю эту красоту, это было бы лучше всего, - рассуждает пенсионер. - Конечно, в России были коллекционеры, передававшие в дар свои собрания картин, но так ведь они были миллионерами, промышленниками, а я - простой слесарь.
Контакты
Связаться с народным музеем Александра Кулиша можно по телефону: +7(978) 100-80-37.
Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды:
- В Советском Союзе было понятие народного музея. В Крыму, например, такой статус имела коллекция известного археолога Аскольда Александровича Щепинского, впоследствии перешедшая в наши фонды. Сегодня понятия народного музея юридически нет. Есть общественные музеи при предприятиях, организациях и есть частные музеи. Владельцы последних регистрируются в качестве предпринимателей и дальше ведут эту деятельность, как свой бизнес. Никаких особых льгот статус частного музея не предполагает.
Справка "РГ"
В Крыму 35 музейных учреждений. В их числе 15 музеев имеют республиканский статус, 7 - муниципальный, 8 - музеев-заповедников. Частных музеев в республике около 300.