Картина была трогательная и печальная одновременно. Она наглядно демонстрировала, что при всех заслугах учителей-женщин, конечно, школе нужны мужчины.
Но, увы, статистика удручающая: на десять женщин-педагогов в школах сегодня приходится всего один мужчина. А средний возраст учителей - 46 лет.
Почему так сложилось? Кто эти отважные, что все-таки идут учить детей? Что ими движет? Об этом мы решили узнать у самих мужчин-педагогов.
- Один из самых способных парней на нашем курсе, когда мы учились в вузе, был мой приятель, - рассказывает учитель обществознания гимназии №8 Екатеринбурга Семен Казанцев. - Он очень хотел пойти в школу, ему нравится преподавать, он любит общаться с детьми, но решил, что лучше пойти работать клерком в банке. Теперь получает раза в два больше, чем я.
Сам Семен, закончив педуниверситет, пошел преподавать, получает порядка 30 тысяч в месяц (средняя зарплата в регионе - 37) и из школы уходить не собирается. Говорит, что главное для него - получать удовольствие от работы. При этом признается, что своей семьи у него пока нет.
Еще одна причина, отпугивающая мужчин от школы, это стереотип, что учительство - чисто женское дело, - добавляет Даниил Ляховец, учитель математики СУНЦ при Уральском университете. - Эту укоренившуюся установку сходу не пробьешь.
Конечно, зарплата - один из самых важных факторов, бьющих по престижу профессии, подтверждает Авуст Белкин, заслуженный учитель России, работавший директором школы в Екатеринбурге в советское время.
- Когда в 60-е годы жалованье учителям подняли до 120 рублей в месяц, - для сравнения, инженеры тогда получали 96, - в школу сразу пошло больше мужчин. Деньги важны, ведь кроме воспитания чужих детей мужчине-учителю нужно еще и своих кормить, - говорит Белкин.
При этом он убежден в том, что без мужчин полноценной школа быть не может.
- Вот лишь один пример: математик в нашей школе мог поставить 10-15 двоек зараз. Я его распекал на педсовете, мол, нельзя же так, но он знал, что делает. При всей учительской свирепости дети и математику знали, и в нем души не чаяли. На выпускном парни на руках его до дому несли, когда он позволил себе выпить. И портфель его тоже несли. Господи, рассказываю об этом и думаю: при сегодняшних порядках СМИ бы об этом раструбили, и человека бы на следующий день из школы с позором выгнали, но тогда совершенно искренне и просто все было. И ребята хорошими людьми выросли, и математик этот был замечательным человеком. Для наведения порядка мужчине порой нужно только сдвинуть брови, и все становится на свои места. Женщина на это по природе не способна - при всем к ней уважении.
При этом Август Белкин рассказал, как сам наводил порядок в школе.
- Целый класс однажды на урок не пришел. Я недолго думал, где они. В кинотеатре тогда шел фильм "Банда бритоголовых". Позвонил директору, прихожу в кинотеатр и представьте картину: сеанс прерывается, и на сцену выходит директор школы. Вот у них был шок!
Дети большую часть времени проводят в школе, когда приходят домой - родителей либо еще нет, либо они заняты. Им не хватает внимания, общения с родителями. При этом мужчина в школе создает пример, демонстрирует модель мужского поведения, что особенно важно для мальчишек - в этом убежден Евгений Демьянов, учитель истории, замдиректора школы №4 Екатеринбурга. Тем более, часто модель семьи сейчас такая: бабушка-мама-ребенок, то есть две женщины живут вместе и воспитывают ребенка.
- В такой ситуации, если о чем-то нужно посоветоваться, рассказать о чем-то откровенно, парень, конечно, подойдет скорее к мужчине-учителю, а не к женщине. При том, что я очень уважительно отношусь к женщинам, и работаю с замечательными коллегами, но это объективный факт: мужчина школе нужен. Школа без мужчины как неполная семья.
- В моей школе учился отпетый хулиган, сидел на задней парте, подтрунивал надо мной, звали его Валерка Нестеров, но он был умным, яркой личностью, и напряженный этап в наших взаимоотношениях длился недолго, уже вскоре мы были большими друзьями, - рассказывает Август Белкин. - Этот Валерка стал потом министром образования Свердловской области. И всегда называл потом меня лучшим учителем в жизни. Нужно иметь определенную стойкость, великодушие и чувство юмора, чтобы уметь налаживать контакт даже с самыми трудными детьми.
Мне было это проще сделать, в свое время меня самого выгнали из школы, куда я по иронии судьбы пришел работать директором, спустя годы. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь.
- Я увлечен математикой с детства, участвовал в олимпиадах, я от этого фанател. Сейчас преподаю математику детям в школе и фанатею от этой работы вдвойне. Мне нравится детям давать знания, нравится с ними общаться, они такие все разные, удивительно интересные, - признается учитель математики СУНЦ УрФУ Даниил Ляховец. - Я не собираюсь уходить из школы, у меня и жена учитель начальных классов, у нас растет ребенок, ему годик. Я - учитель молодой, в школе пятый год. Но думаю, уже четко могу сказать, что важно, чтобы в школе оставались работать настоящие учителя. Мужчины или женщины это - отходит на второй план. Хотя если бы у меня было коллег-мужчин побольше, было бы, конечно, здорово.
Классическая школьная проверка учителя на чувство юмора и психологическую устойчивость - "кнопка на стуле".
"Как бы вы отреагировали, если бы ученики решили устроить вам такой тест?", - этот вопрос мы задали мужчинам-педагогам.
Семен Казанцев, учитель обществознания:
- Мне стало бы страшно интересно, кто это использует такой дедовский метод? Обязательно бы вычислил его и подложил потом кнопку ему самому. А вообще, подростки сегодня так не шутят. Это же совсем другое поколение. Умные, свободные…Они могут так тонко и иронично подкалывать в разговоре, что только держись, если не хочешь потерять авторитет. Так что приходится постоянно быть в тонусе. И уметь разговаривать с ними на одном языке.
Евгений Демьянов, учитель истории и обществознания:
- Да я в последнее время раздобрел немного, думаю, даже не заметил бы, если бы на стул что-то подложили. Если бы заметил, может, и подыграл бы им, сделал вид, что мне очень больно. Но в любом случае никаких разборок устраивать бы точно не стал.
Даниил Ляховец, учитель математики:
- Задачи со звездочками - вот самое "страшное наказание", которое я только могу придумать для шутника. Со звездочками - значит, усложненные задачи по математике. Но точно обижаться бы не стал, подумал бы, даже прикольно, что кто-то решился подложить мне кнопку.
Екатерина Сибирцева, начальник департамента образования администрации Екатеринбурга:
- Сегодня в школах мужчин-педагогов стало все-таки несколько больше, чем 15 лет назад. Сейчас 10 процентов, а тогда было 8.4. Иными словами, ситуация все-таки меняется. Безусловно, нам хотелось бы, чтобы мужчины шли преподавать. И чтобы учителя могли заработать больше, проводим профессиональные конкурсы. Призы в них денежные. И часто побеждают в них именно мужчины. Но понимаете, работа учителя - труд очень кропотливый, и не каждый мужчина психологически готов к такой работе. Это все-таки важный фактор. А вообще, я бы не делала большого разграничения, - школе нужны профессионалы, личности, которые любят и понимают детей. И не так важно, мужчина это или женщина.
Алихан Динаев, "Учитель года России-2018"
- Среди учителей мужчин мало. Факт. В редкой школе их число составляет хотя бы 20%. Причин много - и стереотип о том, что школьный учитель - женская профессия. И - да, "сидеть на одной зарплате" непросто. Но в XXI веке надо быть гибким и искать дополнительные доходы. Учитель может заниматься репетиторством (в том числе онлайн), писать статьи, проводить курсы, выигрывать гранты, получать премии за успешное участие в разных конкурсах и т.п. Если учитель готов развиваться, он может зарабатывать в разы больше чиновников, юристов или экономистов.
Подготовила Ксения Колесникова
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"