"К звездам": сын за отцом не отвечает
Майор Рой Макбрайд - исключительно уравновешенный и патологически хладнокровный астронавт НАСА с невозмутимой физиономией Брэда Питта, пользующийся уважением и любовью начальства, получает секретное задание - добраться через Луну до Марса и связаться со своим легендарным предком, который много лет назад отправился куда-то к Нептуну с исследовательской миссией - тоже, понятное дело, секретной. Исчезновению официально считавшегося погибшим Макбрайда-старшего (Томми Ли Джонс), как оказалось, предшествовало его весьма загадочное поведение, и с его судьбой не всё так однозначно. Более того, охватившие Землю и другие планеты катаклизмы, чреватые - ни больше ни меньше - Концом света, связывают с деятельностью пропавшего учёного.
Действие, как нетрудно догадаться, расположено в относительно недалёком будущем: Луна уже колонизирована, Марс заселён, а человечество вновь обратилось к поиску внеземного разума. Не забывая между делом демонстрировать свои самые неприглядные качества: межгосударственным распрям края не видно, естественный спутник поделен на нестабильные и погрязшие в территориальных спорах национальные секторы, загажен туристами и вдобавок терроризируется лунными пиратами.
Технический прогресс, в общем, моральным не сопровождается, что подтверждает привычно бездушная американская система, коей Рою через некоторое время приходится противостоять, не только преодолевая естественные внешние препятствия, но и справляясь с правительственными кознями - в духе шпионских боевиков. Пессимистичное будущее Грэя - будущее космического рывка с космическими же ценами на элементарные удобства, управляемое мелочными циниками - не мечтает ни о каком сверхчеловеке Кубрика и Кларка, а богоискательство и поиск ответов на вечные вопросы остаются уделом романтиков, фанатиков и лично заинтересованных аутсайдеров.
Джеймс Грэй - режиссёр, известный своими вопиюще несовременными криминальными драмами, с богоискательством и вечными вопросами расправляется по своему обыкновению лихо и просто. Всё визуальное великолепие с рядом изумительных, насколько впечатляющих, настолько и безумных - под стать "Гравитации" - сцен-аттракционов, служит безупречным фоном для выведенной жирными буквами и на всякий случай разжёванной вслух нехитрой идеи, с которой, кстати, поспорил бы герой предыдущей ленты режиссёра: не там мы бога ищем, мечтаем не о том, а о самом главном, гоняясь за космическими журавлями, забываем, а ведь оно - совсем рядышком, только руку протяни.
Такой обезоруживающе простой гуманизм роднит "К звёздам" скорее с "Человеком на Луне", чем с "Интерстелларом" (отметим, что его снимал тот же оператор - Хойте Ван Хойтема). Фильм Грэя полностью лишён обманчивой нолановской многозначительности, хотя и не может похвастаться изящностью и ненавязчивостью интонации Шазелла.
Стоила ли такая скромная начинка столь пышной формы - решать зрителю. Во всяком случае, "К звёздам", в отличие от того же "Интерстеллара", не старается казаться содержательно чем-то большим, чем он на самом деле является. В этом старомодность Грэя, определённо, сыграла ему на руку.