Столь прямолинейное обращение через соцсети позабавило даже журналистов телеканала CNN, которые и сами большие мастера антироссийских компаний. Как не без оснований отмечает в своем репортаже телеканал, объявления "нацелены на вербовку русских разведчиков и тех, кто осведомлен об их работе". "Цель - убедить их сменить флаг и сотрудничать с ФБР", - резюмировал ведущий выпуска.
Всего в библиотеке рекламных материалов ФБР в Facebook три таких русскоязычных объявления, запущенных в сентябре, хотя источник телеканала сообщил, что они появлялись и на протяжении минувшего лета. На первой "приманке" запечатлена по-американски улыбающаяся "в 32 зуба" взрослая пара опрятного вида и девушка в традиционном наряде выпускника американского вуза. Сразу понятно, перед пользователем добротная иллюстрация о сбывшейся американской мечте иммигранта, дочь которого уже получила там образование. Подпись пытается укрепить это визуальное впечатление: "Ради вашего будушего ради будушего, вашй семъи!" (Сохранена оригинальная орфография. - "РГ"). Правда, четыре вопиющие орфографические ошибки уровня начальной школы в семи словах несколько комкают эффект от обещаний благополучного "будушего" и заставляют усомниться в профпригодности будущих кураторов из ФБР. Пока все безобидно и напоминает многочисленные рекламные баннеры о преимуществах переезда в США, где желающим обещают карьерные и прочие возможности.
Но подписи к объявлению, сделанные более мелким шрифтом, поясняют, что именно надо сделать ради "будушего": "Если у вас есть информация, которая может помочь ФБР, приходите к нам". Далее уточняется, что речь идет о борьбе с "деятельностью иностранных разведок", а "лучшие разведданные по таким угрозам ФБР получает именно от публики".
Два других рекламных объявления более антуражны. На одном изображена крупная шахматная фигура на доске перед рядами пешек, а подпись ставит вопрос ребром: "Не пора ли вам сделать свой ход?" Другую картинку, на которой мужчина с портфелем в одной руке и зонтом в другой идет по мосту, сопровождает комментарий: "Время наводить Мосты". Вероятно, слово "мосты" написали с большой буквы, чтобы подчеркнуть двусмысленность предложения.
Клик по рекламе переводит на сайт отделения ФБР в Вашингтоне, которое и заказало ее в рамках своей контрразведывательной программы. Примечательно, что хотя весь сайт отделения выполнен на английском, именно эта страница о контрразведывательной деятельности продублирована на русском. Тут вновь говорят о борьбе против всех иностранных разведок, но ни на каком другом языке кроме русского информация не дублируется. Что, конечно, наводит на мысли о приоритетах отделения. Для желающих "делать ходы" услужливо приводится адрес отделения ФБР в американской столице. Каких-либо "бонусов" с ходу не обещают, ограничиваясь гарантиями конфиденциальности и безопасности.
Впрочем, надежность таких гарантий сегодня от американских спецслужб - большой вопрос. Достаточно вспомнить, как недавно в результате очередного "слива" из разведсообщества телеканалу CNN "засветили" место жительства в пригороде Вашингтона одного из тех, кто в свое время, по слухам в прессе, "навел мосты", а затем бежал в США под опеку своих покровителей.
В ФБР конкретных комментариев по рекламе давать не стали, ограничившись дежурными страшилками о засилье русской разведки в США. В ведомстве намекнули, что прежде всего реклама нацелена на российских дипломатов по всему миру.
Публичное объявление в соцсети выглядит слишком уж топорным методом для столь чувствительной области, как контрразведка, но, как пояснил телеканалу CNN бывший агент ФБР Боб Баер, и в таких приемах есть свой смысл. По его статистике, 99 процентов всех русских агентов, которых удается завербовать ФБР, обращаются к американцам самостоятельно, с уже готовым решением сотрудничать. Поэтому такого рода публичная реклама призвана помочь сделать решающий шаг тем, у кого уже возникли в голове мысли встать на путь предательства.
Стоит напомнить, что всевозможные кампании шпиономании против России, а до нее - СССР продолжаются в США уже много десятилетий. Через местную прессу американцев постоянно обрабатывают пугающими публикациями о русской разведке и призывают чуть что "стучать" в ФБР. Но не следует думать, что в ФБР сложа руки уповают только на рекламу в Facebook и тех, кто придет сдаваться сам. Например, в 2014 году МИД России рассказал, что "к нашим дипломатам регулярно совершаются вербовочные подходы, практикуются грубые провокационные приемы с использованием незаконно полученных личных данных, включая информацию о состоянии здоровья членов семьи". Спецслужбы США не только плотно "опекают" российских дипломатов, но и целенаправленно преследуют сотрудников Российского центра науки и культуры в Вашингтоне. Глава МИД РФ Сергей Лавров подтверждал, что с 2012 года, во время второго срока президента Барака Обамы спецслужбы США стали активнее пытаться вербовать российских дипломатов, не гнушаясь самых грубых форм. Была такая попытка даже по отношению ко второму лицу посольства РФ в Вашингтоне.
В 2017 году на фоне требований Вашингтона к телеканалу Russia Today зарегистрироваться в качестве иноагента официальный представитель МИД России Мария Захарова сообщила, что "представители российских СМИ, в том числе в США, стали подвергаться жесткому давлению со стороны американских спецслужб, а именно попыткам вербовки". Она назвала это "агрессией" и "посягательством на свободу слова в мире в целом". Весной 2018 года, когда Вашингтон объявил персонами нон-грата 60 российских дипломатов из-за "дела Скрипалей", посол РФ в США Анатолий Антонов рассказал, как американские спецслужбы давили на высылаемых сотрудников, предлагая им "помощь" в обмен на негласные отношения "на взаимовыгодной основе".