Почему места градостроителей занимают непрофессионалы

Есть ли в России архитекторы, почему градостроительством занимаются журналисты, юристы, политологи и социологи, а архитекторов учат по устаревшим программам и к их мнению мало прислушиваются власти - об этом и многом другом говорили участники градостроительного форума, прошедшего в конце сентября в Ярославле.
Игорь Филонов

Архитекторов заменили политологи

Даже человек без специального архитектурного образования в состоянии заметить, что для современной застройки городов подчас подходит только одно слово - хаос. Профессионалы специфический облик некоторых городских кварталов и вовсе называют чудовищным. Причем от непродуманных градостроительных решений страдают как относительно молодые, так и древние города, когда, например, из-за гармоничных старых построек в несколько этажей торчат "зубы" новых многоэтажек.

- Одна из главных проблем отрасли - серьезный кадровый голод, который ощущают прежде всего российские регионы, - уверен главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов. - Так, в Польше профессиональных архитекторов на долю населения в 20 раз больше, чем в России. Не говоря о других странах Европы. У нас же места градостроителей и архитекторов занимают журналисты, юристы, политологи, социологи - кто угодно, но не профессионалы. Отсюда низкое качество градостроительной документации: генеральных планов и схем территориального планирования, проектов планировки территорий и так далее.

Причем, по словам Михаила Кудряшова, все эти документы не проходят экспертизу проектных решений, потому что такой механизм законодательно не установлен.

При этом, по мнению специалистов, в стране есть отличные архитекторы, мирового уровня, вот только их катастрофически не хватает. В том числе и потому, что ежегодно сокращается количество бюджетных мест в вузах на это профессиональное направление.

- Необходимо прекратить сокращать число бюджетных мест, обозначить квалификационные требования к разработке градостроительной документации и специалистам, которые над ней работают. Может быть, подумать о механизме экспертной оценки этой документации профессиональным сообществом. Наконец, уйти от критерия цены к критерию компетенции, квалификации и опыта работы, - перечисляет главный ярославский архитектор пути выхода из кризиса.

Стандарты прошлого века

Не лишним, по мнению Михаила Кудряшова, будет подкорректировать и вузовские учебные программы, которые осваивают будущие архитекторы, потому что, как выясняется, учат их до сих пор почему-то по стандартам прошлого века:

- Мы видим проекты, подготовленные молодыми архитекторами, в том числе студентами даже профильных вузов, в которых микрорайоны площадью по 18-20 гектаров с протяженностью фасадов 150-250 метров. А между этими домами огромные поля как бы дворовых пространств. Это нереальная картинка. Этих ребят надо отвезти зимой во двор в спальном районе и показать, как выглядит это заснеженное поле в метель с протоптанными тропинками. Но до сих пор у нас учат так проектировать, вместо того чтобы делать квартальную застройку урбан-блоками, причем смешанного использования - с общественной, рекреационной функциями, с рабочими местами, чтобы люди не добирались по часу на работу и обратно.

Одна из главных проблем отрасли - серьезный кадровый голод, который ощущают прежде всего российские регионы

Специалисты знают, насколько велико влияние архитектуры и всей организации городских пространств на человека. По мнению архитектора, психолога, заместителя председателя правления Русского архитектурно-строительного общества Натальи Ивановской, архитектор проектирует не здание - он проектирует жизнь людей, "тот уклад, динамику и события жизни, которые с людьми будут происходить в последующем в создаваемой среде".

- Польза, прочность и красота - это не совершенно отдельные части, это и есть на самом деле триединство, которое дает возможность создавать нормальную архитектуру, здоровую среду, - уверена эксперт.

Послушайте!

Однако большая проблема в том, сетуют представители отрасли, что их мнение люди, принимающие решения, часто просто не учитывают. Хотя в последнее время ситуация начала меняться и, по признанию вице-президента Союза архитекторов России Владимира Бакеева, "власть стала замечать, что у нас в стране есть архитекторы". Чему способствует, в частности, проведение отраслевых фестивалей и конкурсов, которые "только набирают обороты".

- Сейчас реально есть возможность участвовать во всем этом градостроительном процессе и предлагать чиновникам на своем уровне и архитектурные конкурсы, и формирование экспертных советов при органах архитектуры, то есть максимально входить в структуры, принимающие решения в области градостроительства. У себя в Воронеже мы поэтапно, постепенно этой практикой пользуемся, она набирает обороты, очки, положительную оценку не только органов власти, но и конкретных заказчиков, - поясняет председатель Окружного Совета Центрального объединения Союза архитекторов России Константин Кузнецов.

Впрочем, владимирские архитекторы пошли еще дальше, и их опыт Центральный аппарат САР настоятельно рекомендовал изучить другим регионам страны: они создали при региональном союзе совет главных архитекторов муниципальных образований и клуб партнеров, куда теперь приглашаются производители современных отделочных и строительных материалов, чтобы специалисты были в курсе последних трендов.

- Когда я стала председателем Владимирского реготделения САР, поняла, что мы никак не взаимодействуем с муниципальными архитекторами, наше отделение не формирует политику в области градостроительства, мы не участвуем в градостроительных советах, в назначении архитекторов на местах, в администрации нас никто не слушает и мы не имеем авторитета, - рассказала о "точке отсчета", с которой стартовали перемены, председатель Владимирского регионального отделения САР Наталья Богатырева. - А ведь у нас в области есть такие исторические города, как Муром, Юрьев-Польский, Суздаль, Владимир, где Союзу архитекторов просто необходимо принимать участие в формировании градостроительной среды.

Причем в совет, первое заседание которого прошло 22 августа, вошли не только действующие, но и бывшие главные архитекторы, и новая общественная организация уже инициировала очень широкое обсуждение генерального плана Владимира от имени САР.

- Мы не отбираем у областного департамента строительства и архитектуры их властные полномочия, мы с ними не конкурируем - просто хотим продвигать свою профессию, поднимать ее имидж, - уточняет Богатырева. - Хотим защитить своих коллег даже от некоторых глав, потому что не всем нравится, когда архитекторы говорят: здесь так строить нельзя. Чиновнику-архитектору сложнее спорить с мэром, чем нам, через совет.

- Поскольку мы сейчас всем союзом, сообща стараемся выбраться из ямы, боремся за имидж архитекторов, все пути к достижению этой цели важны. И опыт Владимира сейчас лучший, - признал на ярославском форуме председатель Рязанского отделения САР Вячеслав Макаров.

Компетентно

Вячеслав Сафронов, председатель Ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, архитектор-реставратор:

- С 2004 года, после принятия Градостроительного кодекса, роль архитектора и в особенности градостроителя в связи с коммерциализацией процессов застройки городов оказалась сведена практически к обслуживанию интересов заказчиков. Просто грубо, независимо от сложившихся градостроительных традиций в конкретном городе, независимо даже от качества того, что создается, выполняется заказ, так скажем, большой мошны застройщика, который диктует архитектору любые свои пожелания. Мы видим сплошные нарушения градостроительных норм, забыли, что такое традиции градостроительства. То есть города превращаются в некое уродливое творение современных застройщиков, которые просто выжимают прибыль из каждого квадратного сантиметра.