Юрий Куклачев: Я семь раз поступал в цирковое училище. Не брали, говорили: "Профнепригоден"

Виктор Васенин
На кутузовском проспекте в Москве есть Театр кошек. Единственный в мире. Его основал человек-легенда Юрий Куклачев. Это камерный, по-домашнему уютный театр, где повсюду на вас смотрят кошки. Говорят, клоунам стареть не положено, но Юрию Куклачеву все же набежало 70 лет.

Юрий Дмитриевич, вы ведь по образованию клоун?

Юрий Куклачев: И в сердце тоже! Клоуном я стал в восемь лет - копировал Чарли Чаплина, которого увидел по телевизору. После восьмилетки пошел в ПТУ на печатника. Там платили хорошую стипендию, давали проездной на транспорт. Семь раз поступал в цирковое училище, но меня не брали.

Почему не брали?

Юрий Куклачев: Считали профнепригодным. Говорили: "Посмотри на себя в зеркало, какой из тебя клоун?" Тогда я пошел в народный цирк при Доме культуры "Красный Октябрь".

И в 1967 году стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. После этого меня наконец взяли в цирковое училище.

Как же появился номер с кошками? Вы же сначала выступали как обычный клоун Василек?

Юрий Куклачев: Судьба подала знак. Это было в начале 70-х годов. Мы с супругой шли по улице и нашли маленького котенка. Жена уговорила взять его домой. Принесли, она чаем ему глаза промыла, постирали его в рукомойнике. Котенок высох, стал пушистеньким. Мы пригляделись и решили его оставить. А уж когда он залез мне на руки, обнял лапами и посмотрел в глаза, я подумал: "А почему бы нам не выступать вместе?" Назвали Кутей.

И все-таки почему именно кошки?

Юрий Куклачев: Театр кошек - наш российский продукт. За мной бегали полгода китайцы. Они пытались кошек дрессировать. Но то, что я делаю, к дрессировке не имеет никакого отношения. К кошке можно найти подход только через любовь. Это животные, которых нельзя обмануть. Кошка, если тебя любит, с тобой разговаривает.

Но кошки своенравные?

Юрий Куклачев: Они гордые и свободные. За кошкой нужно наблюдать, находить с ней общий язык. Я это понял и научился общаться с кошками. Однажды я приехал работать в Англию, а моих кошек не пустили. Тогда я насобирал на улице кошек и за три месяца сделал с ними номер.

А кошки как-то помогают вам создавать номера?

Юрий Куклачев: Конечно! Первая моя кошка Стрелка любила спать в кастрюле. Так родился номер "Кот и повар". Сколько призов мы за этот номер получили! Помню, был юбилей ООН - мы работали на Манхэттене. Приходят представители ООН и говорят: "Да это феноменально!" И нам вручают статуэтку "Оскара". Все ведущие газеты вышли тогда с нашей фотографией. Мы взорвали Америку! Я - единственный клоун в мире, который имеет собственную марку. Ее можно купить в Монте-Карло. Дорогая, 40 евро.

Как поживает кот Борис?

Юрий Куклачев: Кот Борис здравствует. Ему 17 лет. В спектаклях он уже не участвует. Он - пенсионер. Народный артист сцены. Можно прийти в театр до спектакля и посмотреть, как он умывается. У Бориса 70 котят и многие из них выступают.

Юрий Куклачев: Я семь раз поступал в цирковое училище. Не брали, говорили: "Профнепригоден". Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Сколько сейчас кошек в вашем уникальном театре?

Юрий Куклачев: 350. Российская культура вообще уникальна. Есть несколько музеев кошек, но театра кошек нет. У нас живые кошки. В 90-м году, чтобы удержать меня в стране, мне бесплатно предоставили здание кинотеатра на Кутузовском проспекте.

Знаю, что вместе с вами в театре работают и жена, и невестка, и трое ваших детей. Язык кошек передается по наследству?

Юрий Куклачев: У каждого свои спектакли, свои артисты-кошки. Дима, когда ему было 15 лет, начал работать с кошками в Англии, принцесса Диана была в восторге. Там Дима получил приз "Золотая кошка".

А дома кошки у вас живут?

Юрий Куклачев: Конечно. Почти все они - пенсионеры театра. Как-то задумался о приюте для кошек, но когда увидел, в каких они там условиях существуют, решил: пусть кошечки доживают свою жизнь в комфорте.

Бывало, что кошки вас спасали?

Юрий Куклачев: 350 кошек прошло через мою жизнь. Помню, в Японии снимали фильм, и вдруг кошка Стрелка выскочила из гостиницы на улицу. Все побежали за ней. Выбежали из здания, и тут началось землетрясение. Гостиница упала на землю. А мы остались в живых.

15 октября в Цирке на проспекте Вернадского у вас - юбилейное представление. Кто будет выступать?

Юрий Куклачев: Выступит жена - она еще в форме. Будет выступать сын Дима. Еще старший внук - он окончил хореографическую академию и уже служит в Большом театре. Станцует и у нас. Дочь Катя будет рисовать песком. А благодаря иллюзионистам братьям Сафроновым произойдет моя телепортация.

Юрий Дмитриевич, а что вас связывает с Беларусью?

Юрий Куклачев: Минск - мой любимый белорусский город. Белорусы отзывчивые и душевные. В Минском цирке мы отсняли фильм "Кот и клоун". Кстати, я почетный профессор Белорусского института культуры. В свое время даже заключал Договор дружбы между Московским и Минским институтами культуры. В Беларуси выпускают мою игрушку. Ей более 40 лет. Эту игрушку создал художник из Беларуси, изготовили ее на гомельском заводе.

Вы счастливый человек?

Юрий Куклачев: Моя главная заслуга не в создании Театра кошек, а в том, что я создал программу "Школа доброты" - для занятий с детьми в начальных классах. Работая с кошками, я понял, как воспитывать детей - только на языке доброты. Кстати, по тому же принципу, что и кошек, я воспитывал и своих детей.

А вы всех кошек в театре знаете по кличкам?

Юрий Куклачев: У каждого из нас свои кошки. Я с Димиными кошками работать не могу, потому что кошка привыкает к конкретному человеку. Для кошки ты должен стать родным.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться