09.10.2019 18:12
    Поделиться

    В Минздраве пообещали справиться с дефицитом преднизолона

    Минздрав решил поддержать производство недорогих простых лекарств
    Когда какое-то лекарство пропадает из аптек и больниц, могут действовать различные причины. В среду в Минздрав пригласили фармпроизводителей: обсуждали конкретные случаи дефектуры (так специалисты именуют отсутствие конкретного лекарства на рынке) по таким важнейшим препаратам, как преднизолон, вакцина против бешенства и некоторым другим. Главная цель - найти способ предотвратить сбои в поставках жизненно важных препаратов.
    Pixabay

    Ежегодная потребность в преднизолоне в виде таблеток в России - более двух миллионов упаковок в год. При этом единственный производитель препарата в стране выпускает 1,4 миллиона упаковок, другие компании поставки прекратили. Быстро возник дефицит, который усугубился еще из-за ажиотажного спроса: многие пытались купить препарат про запас. Сейчас лекарство сложно найти в аптеках и в таблетках, и в инъекционной форме, не хватает и преднизолоновой мази.

    Основная причина подобных событий, которую чаще всего называют эксперты фармрынка, - это низкая отпускная цена на препарат, установленная государством. По российскому законодательству цены на все жизненно важные лекарства жестко регулируются, потому их производство балансирует на грани рентабельности, а то и вовсе является убыточным. В первую очередь вымываются с рынка лекарства низшего ценового сегмента.

    Именно это произошло с преднизолоном. "По проведенному нами анализу спроса, нехватка преднизолона на рынке составляет 600 тысяч упаковок, и, естественно, она должна покрываться другими производителями", - пояснила директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина. Постоянный производитель лекарства в России поставляет его по практически фиксированной цене чуть выше 75 рублей за упаковку. Хотя, например, стоимость импортного сырья выросла за последнее время в несколько раз. Неудивительно, что других производителей, готовых поставлять лекарство по столь низкой цене, на данный момент просто нет.

    В компании, производящей преднизолон, уточнили, что выпускают лекарство только в таблетках и только одной дозировки. Поэтому необходимо стимулировать других производителей возобновить производство, чтобы вся линейка препарата вернулась на рынок.

    "Компания "Гедеон Рихтер" имеет регистрационное удостоверение исключительно на лекарственную форму препарата преднизолон в таблетках, 5 мг, -сказала "РГ" представитель компании Анна Похитонова. - Сегодня мы являемся по сути единственным действующим производителем этого лекарства для нужд российских пациентов. В 2016 году на рынке уже возникала ситуация с дефицитом этого препарата в России. Тогда в компании, понимая свою социальную ответственность перед пациентами, приняли решение вдвое повысить производство. С тех пор мы на постоянной основе производим максимально возможные с технической точки зрения объемы таблеток преднизолона, 5 мг. Однако одной компании мало для того, чтобы покрыть потребности рынка. Поэтому мы призываем все другие фармацевтические компании, чтобы они нашли возможность возобновить производство и поставки препарата преднизолон".

    Чтобы заинтересовать другие компании в производстве этого важного, но недорогого лекарства, в Минздраве предлагают распространить особые меры поддержки на ценовой сегмент препаратов до 100 рублей. Сейчас поднимать отпускную цену с учетом коэффициента инфляции разрешено только производителям лекарств стоимостью ниже 50 рублей. "В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы при перерегистрации цены дать некоторым производителям преференцию не только в ценовом сегменте до 50 рублей, но и до 100 рублей за упаковку", - пояснила Елена Максимкина. В результате производство препарата станет рентабельным, при этом спрос на него на рынке высокий.

    Самые недорогие лекарства в первую очередь вымываются с рынка, так как их производство малорентабельно или даже убыточно

    Постепенно улучшается ситуация с антирабической вакциной, которую применяют, если есть угроза заразиться бешенством.

    Дефицит вакцины возник еще летом. Во многих регионах люди, пострадавшие от укусов животных, вынуждены были обзванивать медучреждения, выясняя, где им могут сделать прививку.

    Как пояснили "РГ" в ФНЦ исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени Чумакова, у производителя вакцины возникли сложности с оформлением необходимых документов, и на какое-то время отгрузка препарата в регионы была приостановлена. "Производство вакцины не останавливалось, и когда бюрократические процедуры были закончены, мы возобновили поставки", - пояснили "РГ" в научном центре. Но и тут преодолеть дефицит немедленно сложно, так как регионы сейчас запрашивают препарат в более крупных объемах, чем обычно.

    Регионы сами определяют свои потребности и сами проводят закупки лекарств, отмечают в Минздраве. В централизованном порядке объемы закупки лекарств в расчете потребности на всю страну до сих пор никто не определял. Но любая ошибка при планировании приводит к дополнительным сбоям в поставках, возникновению ажиотажного спроса. А в результате Минздрав вынужден урегулировать ситуацию в ручном режиме - например, "перебрасывая" лекарства из одних регионов, где есть запасы, в другие, где возник дефицит. Так недавно было с инсулинами.

    Теперь Минздрав обязал национальные методологические центры, открытые во всех федеральных округах, рассчитывать годовую потребность по всем жизненно важным препаратам, чтобы определить основных поставщиков и заранее договориться с ними о необходимых объемах поставок.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться