14.10.2019 14:25
    Поделиться

    В Госдуме представили замечания к новому бюджету

    Проект бюджета на ближайшие три года необходимо принять в первом чтении, а ко второму - доработать. Такова позиция думских комитетов, которые уже рассмотрели проект. Слово - за профильным комитетом по бюджету и налогам, который провел первое заседание по новому бюджету.
    Сергей Фадеичев/ТАСС

    При обсуждении проекта федерального бюджета на 2020-2022 годы Госдума для себя выделила четыре приоритетных направления, сообщил глава комитета Андрей Макаров. В первую очередь, это эффективность расходования бюджетных средств - в регионах они должны начинать работать с января, а не во втором полугодии, как это нередко бывает, отметил парламентарий. Другие приоритеты - комплексное развитие сельских территорий, устранение дисбаланса в бюджетной обеспеченности регионов и повышение инвестиционной поддержки региональных проектов со стороны государства.

    Макаров назвал и ряд рисков, которые вызывают опасения депутатов. Они касаются параметров, на которых основывается бюджет. В комитете отмечают расхождение прогнозов Центробанка и Минэкономразвития в части инфляции. Так, при расчете параметров госбюджета правительство ориентировалось на министерский прогноз в 3% по итогам 2020 года. При этом Банк России настаивает, что показатель будет оставаться в пределах целевых 4%.

    "Для нас это имеет особое значение не только с точки зрения угадывания той цифры, которая будет, а то, что мы всегда рассматриваем инфляцию как цель, которая в значительной степени определяет размеры индексаций (пенсий, пособий и т.п. - "РГ"), - заявил Макаров. - А это непосредственно влияет на качество жизни".

    Дополнительного обоснования, с точки зрения депутатов, требуют те цифры роста ВВП, которые заложены в документах от кабмина. Темпы в 2020 году ожидаются на уровне 1,7%, а затем должны будут в 2021-2024 годах возрасти до 3% год к году. Нужно обосновать эти цифры, ведь без достижения устойчивого экономического роста задачу повышения качества жизни людей решить не удастся, заявил глава комитета.

    Госдума также намерена выяснить, на какие цели и в каком объеме могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) после превышения их объема величины 7% к ВВП. В стране были достигнуты "беспрецедентные результаты с точки зрения макроэкономической стабильности", но надо грамотно распорядиться деньгами.

    Бюджетные траты в "трехлетку" будут увеличиваться ориентировочно на один триллион рублей

    Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил о поддержке правительством тех предложений, которые были выделены Госдумой как приоритеты при рассмотрении проекта бюджета. В частности, речь идет о поддержке региональных экономик. Силуанов уточнил, что общий объем межбюджетных трансфертов в следующие три года составит 2,5 трлн рублей. Кроме того, для стимулирования развития региональных экономик кабмин намерен утвердить программу поддержки десяти наиболее нуждающихся субъектов РФ.

    В целом проект защищен от рисков, в том числе и внешних, заявил глава Минфина. "Структурно бюджет сбалансирован. Мы увеличиваем расходы без каких-либо рисков для устойчивости бюджетной системы", - заявил Силуанов. Бюджетные траты в "трехлетку" будут увеличиваться ориентировочно на один триллион рублей. "Надо только эффективно распорядиться этими средствами", - согласился с депутатами первый вице-премьер.

    Бюджетному комитету предстоит примерно неделю работать над заключением на бюджет вместе с представителями кабмина. Ряд замечаний, которые могут быть учтены Думой ко второму чтению, уже представили другие комитеты. Среди озвученных предложений - проиндексировать зарплаты действующим военнослужащим на 4,3%, а военным пенсионерам увеличить доход на 6,3%. Предложено также увеличить выплаты для граждан, ухаживающих за инвалидами, отправить дополнительные средства на рост зарплат педагогам, усилить поддержку льготников в части лекарственного обеспечения. Ряд комитетов настаивает на решении жилищных проблем детей-сирот - эту тему ранее не раз поднимал спикер ГД Вячеслав Володин.

    Контроль

    Счетная палата: надо умерить прогнозы

    Проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в Счетной палате (СП) назвали сбалансированным. Но в опубликованном заключении ведомство указало на риск недополучения доходов и слишком оптимистичный базовый макропрогноз.

    В 2020 году снижение доходов федерального бюджета составит 145,5 миллиарда рублей, в 2021-м - 216,7 миллиарда, а в 2022-м - 351,4 миллиарда рублей. Как указали в СП, минфин сделал прогноз без учета принятых в сентябре этого года поправок в Налоговый кодекс, которые могут привести к снижению налоговых поступлений. Сокращаются также ненефтегазовые доходы. А вот дебиторская задолженность по обязательным платежам растет. Если не считать налоговую службу, на которую приходится около трети всей задолженности, то самая большая доля выявлена у Рослесхоза - 18,1 процента от общей суммы. Это обязательные платежи за аренду лесов. Еще по 8-9 процентов приходится на Федеральную службу судебных приставов и на таможню. Работу по снижению задолженности нужно продолжить и внести изменения в законодательство, чтобы сдержать рост, считают в СП.

    Есть сложности с прогнозированием макроэкономических показателей. Три предложенных варианта развития экономики - консервативный, базовый и целевой - довольно схожи между собой. Некоторые показатели консервативного варианта оказываются даже ближе к целевым, чем к консервативным, а "оптимистичные параметры базового варианта требуют обоснования", - отмечают в контрольном ведомстве.

    В СП согласились с прогнозом, что инфляция в России может составить 3 процента по итогам 2020 года. Но это при условии роста потребительского спроса на 0,6 процента и отсутствии внешних шоков. До 2024 года реальный валютный курс рубля будет оставаться достаточно стабильным. А вот прогнозируемый резкий рост ВВП до 3,1 процента в 2021 году, по мнению Счетной палаты, требует дополнительного обоснования. Если внешнеэкономическая конъюнктура ухудшится, рост ВВП будет в пределах 1,5 - 2 процента, чего недостаточно для выполнения майского указа президента, отметили в контрольном ведомстве.

    Подготовил Евгений Гайва

    Поделиться