Глава правительства провел совещание об исполнении поручений президента и правительства и сразу дал понять, что в руководстве страны не в полной мере довольны тем, как ведомства и регионы работают на отдельных направлениях. "Неисполненных поручений, к сожалению, достаточно, - констатировал он. - По многим сроки переносятся по несколько раз, даже если речь идет о подготовке важных законопроектов или других решений. Оправдания обычно традиционные: сложность согласований, необходимость дополнительной проработки и другие причины". Расхождения в позициях возможны, согласен премьер, но, чтобы их снимать, надо прикладывать усилия. Вместо этого подготовка законов и нормативных актов растягивается на годы.
В качестве примера Медведев привел работу над базой данных о водителях, имеющих прямые медицинские противопоказания или ограничения, которые садятся за руль и в ряде случаев становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Подготовка законопроекта ведется с 2016 года, обратил внимание председатель правительства. "Надо ставить точку: сказать, надо нам это или не надо. Сказать, что обойдемся без этого", - призвал он.
"Единой информационной базы, где содержались бы сведения о таких водителях, нет, а она могла бы снизить потенциальную опасность подобного рода вождения", - считает председатель правительства. Статистика по-прежнему подчеркивает значимость проблемы безопасности на дорогах: хоть количество ДТП и жертв в них снижается, но, тем не менее, в прошлом году на дорогах пострадали более 230 тысяч человек.
Сейчас водители получают права по медицинской справке и ездят с ними до следующей замены. Единая информационная база между минздравом и МВД позволит структурам ГИБДД получать данные о медицинских показателях водителей и выявленных противопоказаниях между освидетельствованиями, которые они проходят раз в 10 лет для замены прав. "С 2017 года подразделениями ГИБДД аннулировано свыше 77 тысяч водительских удостоверений у граждан, имеющих противопоказания", - рассказал глава МВД Владимир Колокольцев. Только в этом году от вождения отлучили около 35 тысяч водителей на основании появившейся информации, что у них имеются противопоказания.
"Раз сейчас инициатива больше шла все-таки по линии министерства здравоохранения, вместе с МВД нужно будет доработать законопроект, устранить оттуда все рассогласования, выработать окончательную позицию и еще раз рассмотреть", - потребовал Дмитрий Медведев. При этом он указал на право граждан обжаловать такие решения, поскольку никто не застрахован от ошибки.
Совсем короткие сроки - 10 дней - премьер отвел на завершение всех согласований по единым правилам регулирования для столичных аэропортов. Ранее он давал распоряжение по определению границ приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон в воздушных гаванях Москвы, которые соблюдали бы баланс между интересами проживающих рядом людей и вопросами безопасности полетов. "Пока такие решения не подготовлены. Эту работу нужно завершить", - указал он.
Чиновники объяснили задержку существующими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность самих аэропортов и территорий, на которых они расположены. Это лишний раз убедило премьера, насколько актуально задействование механизма регуляторной гильотины для ликвидации мешающих административных барьеров. "Потому что это просто безобразие. Это бесконечный бюрократический поток информации, в котором каждое ведомство по-своему право, а хозяйствующий субъект соблюдает те или иные правила", - заявил Медведев. Те же аэропорты, обратил он внимание, могут выбирать себе правила.
Не до конца руководство страны удовлетворено тем, как ведомства ведут системную работу по охране лесов от пожаров: недоработаны вопросы разграничения полномочий, по кадрам и финансированию. "И это недопустимо, особенно когда речь идет о ситуациях, когда риски для жизни и здоровья сотен тысяч людей совершенно очевидны", - заявил председатель правительства. В каких-то регионах мероприятия по охране лесов проводятся успешно. В числе лучших были названы Чувашия, Татарстан, Кировская, Кемеровская, Тульская области. "Такие регионы нужно поощрять, в том числе и финансово", - полагает глава кабинета министров.
Системная работа должна быть отлажена повсеместно, поскольку, уверен Медведев, одними оперативными мерами проблему лесных пожаров не решить. Правительство, напомнил он, в рамках национального проекта "Экология" начало отдельный федеральный проект по сохранению лесов. "Для закупки специализированной лесопожарной техники до 2024 года планируется выделить 21 и даже больше миллиардов рублей. В ближайшие три года мы направим деньги на приобретение техники для патрулирования лесов. Начиная с прошлого года, порядка миллиарда рублей ежегодно выделяется, чтобы увеличить численность государственных лесных инспекторов", - назвал Дмитрий Медведев планируемые затраты на решение наболевшего вопроса.
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин предложил пойти на принципиальные изменения в системе лесной авиаохраны. По расчетам ведомства, приобретая и дальше авиацию в авиалесоохрану, в течение семи лет можно было бы покрыть эту потребность по всей стране. Но, по сути, получится инфраструктура, дублирующая противопожарный авиапарк МЧС. "На мой взгляд, этого делать ни в коем случае нельзя, - сказал глава минприроды. - Лучше увеличить авиационный парк у них и такие полномочия просто передать". Дмитрий Медведев согласился с бессмысленностью такого дублирования. "Это очень дорого и абсолютно нерационально с финансовой точки зрения. Конечно, вместе с МЧС проработайте вопрос по методике распределения субвенций из бюджета для поощрения эффективности проводимых мероприятий по профилактике тушения", - поддержал он идею.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"