Обманутые дольщики в Киргизии просят защиты у государства

for.kg
На сегодня в Киргизии, по самым скромным оценкам, насчитывается около четырех тысяч человек, которые вложили средства в квартиры в строящихся домах, но в итоге остались без денег и жилья.

Никакой гарантии

Пять лет семья Мамбетакуновых собирала средства на покупку квартиры для сына. Экономили на всем, работали в нескольких местах, но на готовую квартиру денег все равно не хватало. Брать ипотеку в банке побоялись. Однажды Бану Мамбетакунова увидела по телевизору рекламу строительной компании, которая продавала квартиры в возводимом доме. Условия, на первый взгляд, казались вполне приемлемыми. Если на тот момент рыночная стоимость квадратного метра жилья составляла около тысячи долларов, то здесь предлагали в два раза дешевле.

- Я сразу обратила внимание на скидку, но еще больше меня ввело в заблуждение разрешение на строительство, полученное 7 марта 2018 года, шикарный офис, где располагалась компания, и то, что договор о долевом участии нам предложили зарегистрировать в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Госрегистра, - рассказала Бану Мамбетакунова. - В компании заверили: это будет гарантией, что они выполнят свои обязательства. Мы перевели 18 тысяч долларов на указанный банковский счет и подписали договор. Следующий взнос они попросили внести в течение ближайших двух месяцев, что я и сделала. Объект должны были сдать в эксплуатацию в первой половине 2020 года.

Как выяснилось чуть позже, возведение нового дома закончилось на... котловане. Само же здание должно было появиться на участке, который принадлежал совсем другой компании, с которой строительная фирма некогда заключила договор о совместной деятельности, но потом его расторгла, о чем, конечно же, пайщики не догадывались. Когда же об этом стало известно и обманутые люди бросились за защитой в Госрегистр, им объяснили: ведомство не отслеживает исполнение условий договоров между дольщиками и застройщиками.

На протяжении следующих полутора лет пострадавшие граждане пытались найти справедливость в судах. Материалы рассматривали в различных инстанциях, однако пока денег дольщикам так никто и не вернул.

Практически в аналогичной ситуации оказалась Айсулу Валиева. Она заключила договор со строителями еще в 2015-м, но дома с квартирой, которую обещали, так и нет. Все, что ей остается, ходить по судам в надежде вернуть деньги.

- Меня привлекла реклама о том, что квартиру можно приобрести в рассрочку, - вспоминает она. - Я решила, что это предложение как раз для меня. Подписала договор с компанией, внесла деньги, причем всю сумму, а теперь обиваю пороги судов. Выяснилось, что наши недостроенные квартиры перепродали другим людям. Нам удалось узнать, что у владельцев компании есть еще участки под застройку. Можно было бы их продать, чтобы рассчитаться с обманутыми дольщиками, но на них наложен арест до вынесения окончательного судебного решения. Кроме того, на этих участках также есть недостроенные объекты, на которые претендуют другие дольщики. Нам же предложили квартиры в другом недостроенном доме, но за них просят доплатить еще по пять тысяч долларов.

Довели до могилы

Будут ли вынесены решения в пользу Айсулу и Бану - неясно, поскольку известны случаи, когда судьи сначала принимают иски дольщиков к рассмотрению, но затем удовлетворять их отказываются. После подобного вердикта, к примеру, одному из обманутых граждан стало плохо прямо в зале заседаний. Он скончался по дороге в больницу - не выдержало сердце. А результатом другого решения - опять же в пользу компании-обманщика - стало самоубийство. Молодая женщина, взявшая под квартиру в строящейся многоэтажке кредит, а затем два года безуспешно пытавшаяся решить проблему, бросилась с шестого этажа того самого дома, в котором должна была получить жилье...

Деятельность компаний-мошенников, вместе с тем, рассматривалась и правительством. Причем вице-премьер Жаныш Разаков еще год назад заверял, что возьмет ситуацию под личный контроль. Но, судя по всему, кабинету министров она не по зубам.

- Мы рекомендовали правительству создать рабочую группу 30 января 2018 года, - утверждает депутат Марат Аманкулов. - Кабинету потребовалось на это девять месяцев. 24 октября 2018 года прошло первое заседание группы, однако о ее работе по сей день ничего не известно. Но ведь трудности дольщиков сами по себе не решатся, и они усугубляются с каждым днем.

Проблема, увы, такова, что ее пока не может решить даже парламент, в котором недавно также поднимался вопрос о том, как защитить обманутых дольщиков. Ряд депутатов утверждают, что нужен отдельный закон, который бы регламентировал отношения на рынке долевого строительства, ибо в противном случае число пострадавших будет расти.

- По республике зарегистрировано 150 строительных компаний, которые ведут работу по принципу долевого участия, - утверждает депутат Аида Исмаилова. - Среди них есть и добросовестные организации. Однако в связи с участившимися случаями обмана людей, по моему мнению, должны быть разработаны дополнительные рычаги воздействия на участников рынка долевого строительства. Пока же в законодательстве существует большой пробел. С одной стороны, государство не имеет права вмешиваться в отношения частных структур и граждан, а с другой - как-то надо защищать людей от мошенников. Мы предложили создать реестр застройщиков с индексом привлекательности. Средства пайщиков могли бы поступать на специальный счет, а их использование было бы прозрачным. Подрядчик сможет получить деньги либо после сдачи объекта полностью, либо после завершения оговоренной с дольщиками стадии.

Вернули с замечаниями

Парламентарии разработали и направили в правительство законопроект о долевом строительстве. Депутаты предложили обезопасить дольщиков с помощью нескольких мер. В их числе - обязательный страховой договор и требование, чтобы участок под строительство был бы в собственности компании.

- Большая часть дольщиков столкнулась с тем, что компания заключает договор с владельцем участка, доводит строительство до определенного этапа, и владелец участка расторгает контракт, - поясняет Аида Исмаилова. - В результате то, что построили, переходит владельцу участка, а сами строительные компании оказываются пустышками.

В правительстве, в свою очередь, посчитали, что законопроект нуждается в доработке, поскольку защищает права простых граждан, но не учитывает интересы добросовестных застройщиков.

- Предлагаемый депутатами законопроект ужесточает требования к строительным компаниям, но из-за того, что нормы регулирования в нем не сбалансированы, пострадает целая отрасль, - поясняет заведующий отделом управления предпринимательской деятельности министерства экономики КР Усенгул уулу Алмаз. - Сейчас на долю строительной отрасли приходится 9,4 процента всего объема ВВП. Компании этой сферы вносят в бюджет шесть процентов от общей суммы налоговых отчислений. В секторе занято более 20 тысяч человек, а в целом со строительным бизнесом связано более миллиона человек.

По его словам, минэкономики подготовило альтернативный законопроект, который подали на рассмотрение правительства. Ведомство предлагает внести поправки в Жилищный кодекс. Документ может обязать компании, занятые долевым строительством, получать положительное заключение госорганов и право собственности на участок, на котором предполагается возвести здание. Кроме того, такие фирмы должны иметь прозрачные банковые счета и контролироваться госструктурами.

Будет ли на основе этих законопроектов создан компромиссный документ и станет ли он гарантией для дольщиков - пока остается только гадать.