Кабинет министров на заседании в четверг обсудил вопросы совершенствования системы социальной помощи населению. Сегодня в стране насчитывается более 380 видов социальной поддержки. "Большая часть - 343 - установлены на региональном уровне, меньшая - на федеральном, и сориентироваться в них - задача не из самых простых, тем более что нужно выбрать, что больше подходит. Очень часто человек просто не в курсе того, что ему полагается от государства", - подчеркнул глава правительства.
Так, семьи, где один из родителей моложе 30 лет, не всегда обращаются за пособием в связи с рождением ребенка, а пары, прожившие вместе 50 лет или отмечающие другие, более высокие юбилеи, указал Медведев, иногда просто не знают, что в некоторых регионах могут получить по такому случаю выплату от местных властей.
Анализ всей системы социальной поддержки показал, что фактически ее получают больше 40 миллионов человек. "Но их могло бы быть больше, если бы люди знали, что им положено, какие льготы и выплаты, - уверен премьер-министр. - Коль скоро они установлены, конечно, информирование должно быть".
Глава правительства ранее давал регионам рекомендацию обеспечить информирование людей о различных мерах социальной поддержки: делать это через Интернет, а когда необходимо, даже обзванивать людей. Только все это не системные решения, полагает Медведев:
- Нужна система информирования, причем персонифицированная, то есть о тех мерах, которые подходят каждому конкретному человеку, именно в его случае. Плюс важно перейти на так называемый проактивный формат взаимодействия.
Иностранное заимствование заставило главу правительства отвлечься от темы. Он обратил внимание, что вместо английского "proactive" можно было бы спокойно использовать русское "предварительный". "Давайте мы не будем русский язык засорять ненужными словами", - призвал он аппарат.
Предварительный формат взаимодействия государства и граждан необходим, считает Медведев. Сейчас для получения социальной поддержки гражданам необходимо подавать соответствующее обращение. Министерство труда и социальной защиты работает с другими государственными органами, чтобы изменить формат: перейти к уведомлению людей о появляющихся у них правах на ту или иную помощь, а также об иных событиях, как например, приближение окончания срока установления инвалидности.
"Предстоит создать единый контакт-центр и доработать единую государственную систему социального обеспечения, - заявил премьер. - Кроме того, есть предложение работать над специальными сервисами, или, как их принято называть, суперсервисами - новым видом госуслуг, который позволяет человеку получить комплекс услуг в зависимости от ситуации при его минимальном участии". Большинство документов в таких сервисах будут готовиться автоматически. В социальной сфере планируется запустить 12 суперсервисов, которые помогут по самым важным направлениям, таким как забота о здоровье, получение образования, работы, выход на пенсию, семейные дела.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"