Новости

23.10.2019 11:20
Рубрика: В мире

Воздушный лайнер построим сами

Киргизские авиамоделисты конструируют настоящий пилотируемый самолет
В авиамоделизме важно умение правильно собирать, запускать и ремонтировать самолеты. Фото: Антон Табарин В авиамоделизме важно умение правильно собирать, запускать и ремонтировать самолеты. Фото: Антон Табарин
В авиамоделизме важно умение правильно собирать, запускать и ремонтировать самолеты. Фото: Антон Табарин
Любовь к небу объединяет энтузиастов авиамоделизма республики в нескольких клубах. Здесь учат детей создавать первые летательные аппараты - мини-копии, планеры и самолеты с резиномотором. Опытные конструкторы делают более сложные аппараты - на радиоуправлении. Но руководитель районного авиамодельного кружка Бишкека Виктор Рыбалкин пошел дальше. Вместе с командой единомышленников он собирает пилотируемый самолет.

Авиаторы в андеграунде

В советские годы, когда почти все мальчишки мечтали стать летчиками и космонавтами, многочисленные кружки авиамоделистов в столице Киргизии были переполнены. Сегодня в республике осталось всего четыре небольших клуба. В один из них - кружок авиамоделирования Ленинского района - ходят 15 ребят.

- Раньше от желающих конструировать авиамодели отбоя не было, - вспоминает руководитель кружка Виктор Рыбалкин. - Запустишь в сентябре самолетик возле школы - тебя сразу окружают дети, только успевай записывать. А сейчас они проходят мимо и не замечают: кто-то в телефоне копается, кто-то музыку слушает. Многие из тех, кто приходит ко мне, столкнувшись с первыми трудностями, все бросают. Зато оставшихся ребят от моделирования уже не оторвать.

Занимаются юные авиаконструкторы в подвальном помещении жилого дома. В мастерской есть все необходимое для моделирования: сверлильный и токарный станки, промышленный фен, большой рабочий стол, обширный инструментарий. На стенах висят фотографии и чертежи летательных аппаратов. Есть также школьная доска - единственное, что выделило государство для оснащения класса.

- Семь лет назад, когда мы сюда пришли, здесь были только облезлые стены, бетонный пол и текущие трубы. Ремонтировать и оборудовать комнату пришлось своими руками и за свой счет, - признается Виктор Анатольевич.

Группа Рыбалкина работает увлеченно. При изготовлении самолетов используются пенопласт, пеноплекс, деревянные рейки и папиросная бумага. В ход идут даже пластиковые бутылки, из которых с помощью промышленного фена формируют носы и лобовые "стекла" для радиоуправляемых летательных аппаратов. Для них же заказывают готовые электромоторы из Китая.

- Такой двигатель обходится в полторы тысячи сомов, аналог из Европы - в пять раз дороже, - поясняет собеседник. - Как правило, мы выбираем более доступные запчасти. Некоторые самолеты работают на бензине. Я, например, сделал трехметровый беспилотник с двигателем от мопеда.

Мне бы в небо

В мастерской Виктора Рыбалкина трудно не заметить воздушное судно с восьмиметровым размахом крыла, которое висит прямо под потолком. Это легкий самолет Hi-MAX 1700, рассчитанный на одного пилота. Сделан он из фанеры, деревянного бруса и усилен дюралевыми трубками.

- Нашли чертежи в интернете, закупили материалы, - рассказывает Виктор Анатольевич. - Делаем самолет вместе с моими бывшими учениками. Взлетный вес готового самолета будет около 300 килограммов. Это немного больше запланированного из-за большей плотности материалов. Но мы не можем сделать брус или фанеру тоньше в ущерб безопасности. Ведь в авиации безопасность - главное.

Помимо простых материалов в изготовлении Hi-MAX используются электроника и авиационный двухтактный двигатель. Конструкторы уже вложили в свое детище около семи тысяч долларов. Сейчас воздушное судно на стадии завершения.

- Думаю, следующим летом наш самолет поднимется в воздух, - предполагает собеседник. - Знакомые летчики из малой авиации обещали его облетать. Если у них не получится, тогда я сам это сделаю. Ведь для управления легким самолетом не требуется удостоверения пилота. Главное - пройти необходимую подготовку, строго соблюдать технику безопасности и не подниматься выше разрешенных 200 метров.

Между прочим Виктор Анатольевич - далеко не новичок в авиации и свою мечту летать уже осуществил сполна. Во-первых, он долгое время летал на дельтаплане и параплане. А во-вторых, по образованию наш визави - авиатехник и больше 30 лет проработал в аэропорту.

- После окончания Тамбовского авиационно-технического училища я 20 лет гайки в аэропорту крутил, - признается авиатор. - Потом переквалифицировался и десять лет летал в качестве бортинженера. Когда наши самолеты списали, я вернулся на землю и до прошлого года работал авиатехником. С детьми занимаюсь с 1985 года параллельно с основной работой. С ними интересно. Видеть,какие глаза у мальчишки, у которого полетел первый самолет, дорогого стоит.

Впрочем, к ученикам Виктор Анатольевич строг и требователен. А мальчики стараются четко выполнять задания авторитетного педагога.

- Строгость и дисциплина в нашем деле - это хорошо, - уверяет 14-летний Дильхам Джуманов, который во время занятий убирает подальше смартфон с любимыми играми. - Я хочу, как учитель, сделать большой самолет и сам им управлять.

Но пока ребята из кружка Рыбалкина делают только первые шаги к общей мечте - большой авиации. Они собирают легкие планеры и регулярно проводят тренировочные пуски.

Воздушное первенство

Нам удалось побывать на соревнованиях юных авиамоделистов. Дети запускали рукотворные самолеты на тренировочном вертолетном поле Бишкекского военного авиационного летно-технического училища. Побеждает тот, чей самолет дольше всех продержится в воздухе. Мальчишки с серьезным видом пускали планеры и напряженно следили за их полетом. Некоторые бежали следом, лихо перепрыгивая через канавы и стараясь не упустить из виду летательный аппарат.

Первый запуск 11-летнего Жени Клишина оказался неудачным. Но мальчик со знанием дела отцентровал крыло - и самолет пролетел больше 30 секунд, выписывая в воздухе красивые круги. Это успех.

- Лучшая награда для меня - удачно запустить планер, - утверждает мальчик. - Мне нравится, когда самолет летит медленно и высоко, как орел, и зависает в воздухе.

Интересно, что отец Жени Арсланбек Алканов полностью разделяет увлечение сына. Он тоже приходит на занятия и конструирует авиамодели.

- Поднимать в воздух самолеты, сделанные собственными руками, - особое ощущение, - убежден преподаватель авиамоделирования станции юных техников Ленинского района Леонид Мищенков. - Конечно, можно пускать готовые беспилотники, квадрокоптеры. Но в этом нет соревновательного духа. Смысл нашего первенства - в умении правильно собирать, запускать и ремонтировать летательные аппараты. Ребята учатся работать с разными материалами, думать, добиваться того, чтобы модель летала как надо. А что готовый самолет: купил, запустил, сломал, выбросил, другой купил. Ребенок не вникает ни в аэродинамику, ни в электронику. Чему это учит?

Вместе с тем

Орлы и модели

Если дети на соревновании запускали планеры, то взрослые - радиоуправляемые самолеты. Правда, уже вне конкурса. Под рокот винтов самолеты взмывали в небо и выполняли там фигуры высшего пилотажа: мертвые петли, перевороты, "штопор". Виктор Рыбалкин запустил авторский летательный аппарат с мотором, подвижными закрылками и хвостовым стабилизатором.

- Самое сложное в запуске радиоуправляемой модели - не разбить ее. Новичкам может не хватить маневренности и точности управления. Поэтому детей надо к этому готовить, - пояснил Рыбалкин. - Бывает, что самолеты сталкиваются в воздухе друг с другом. А иногда на них нападают птицы.

В это время в небе над вертолетным полем парили орлы. Хищные птицы пролетали рядом с авиамоделями и мирно делили с ними бескрайнее воздушное пространство.

В мире экс-СССР Киргизия