28.10.2019 17:04
    Поделиться

    Как меняется пешеходная инфраструктура российских городов

    Госавтоинспекция уже не один год реализует комплекс мер, направленный на снижение смертности на дорогах. Пешеходам как наиболее уязвимой категории участников дорожного движения уделяется особое внимание. Островки безопасности, современное освещение, умные светофоры, камеры, фиксирующие непропуск пешеходов - это лишь неполный перечень средств достижения главной цели: свести наезды на людей к нулю, обеспечив их стопроцентную безопасность. Рассказываем, как эта задача реализуется в столице и других российских городах.
    Предоставлено ГУОБДД МВД России

    Только не умирай!

    За последние 8 лет, по данным официальной статистики аварийности, смертность в результате ДТП сократилась в России в два раза. Цифры все еще пугают, но позитивная динамика наблюдается год от года. Так, за 9 месяцев этого года в авариях погибли 11,7 тысяч человек. Однако это на 10,4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Немалые усилия в Госавтоинспекции прикладывают, чтобы выправлять статистику на самом уязвимом направлении, сокращая число ДТП с пешеходами. С января по сентябрь произошло 31,1 тысяч наездов на пешеходов. В них погибли 2,9 тысяч человек. В 2018-ом для сравнения таких аварий произошло на 5,2 процента больше, а число жертв превышало сегодняшние показатели на 13,5 процентов.

    Да, люди по-прежнему попадают под машины. Но ситуация с каждым годом выглядит все более обнадеживающей. А главное, нулевая смертность - это уже не просто пожелание, а основная задача национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и его составляющей - федерального проекта "Безопасность дорожного движения". Определены конкретные сроки реализации. Уже в 2024 году в авариях не должно гибнуть более 4 человек на 100 тысяч населения (так называемый показатель социального риска), а к 2030-му предполагается полностью свести на нет аварии с летальным исходом.

    Шагай по улице

    Один из действенных способов обеспечения стопроцентной безопасности пешеходов - создание пешеходных улиц. Логика проста: нет машины - нет проблемы. Конечно, метод скорее лежит на стыке развития урбанистики, создания комфортных городских пространств и только отчасти именно улучшения ситуации с аварийностью. Тем не менее, он отлично работает, и там, где раньше происходили наезды на людей, после изменений исключается даже теоретическая возможность таких ДТП. Так, если Арбат в Москве стал пешеходным еще в прошлом веке, то в наши дни такой статус присвоили Рождественке, Кузнецкому мосту, Столешникову и Камергерскому переулкам. Появились такие улицы и в области - например, в Сергиевом Посаде, Балашихе, Наро-Фоминске, Щелкове. В одном только 2016 году такими зонами обзавелись 16 подмосковных городов. Другие регионы также постепенно переходят на этот путь - буквально в этом месяце пешеходной стала улица профессора Баранова в Калининграде.

    Надо, однако, признать, что метод все-таки достаточно радикален и не везде применим. Ведь пешеходными можно сделать все улицы, но где же тогда передвигаться транспорту, в том числе и общественному? Во многих случаях проезжую часть сужают, расширяя зону для прогулок.

    Еще ярче

    В прошлом году водители совершили более 18,4 тыс. наездов на пешеходов на пешеходных переходах, в результате которых погибли 1 тыс. человек, более 18,4 тыс. получили ранения.

    Как пояснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России полковник полиции Олег Понарьин, в темное время суток происходит каждый третий наезд на пешехода. В результате 523 человека погибли и 6922 были ранены. За счет целого комплекса мер число наездов снизилось на 6,9 процентов, погибших и раненых - на 18,2 процентов и 5,9 процентов соответственно. Положительная динамика есть, но в Госавтоинспекции темпы работ по повышению безопасности считают недостаточными.

    Одно из решений - дополнительная подсветка зебры. Лампы устанавливают на верхней консоли над переходом. Они загораются синхронно с зеленым сигналом. В итоге, у автомобилистов появляется возможность вовремя оценить ситуацию. Кроме того, дополнительно подсвечиваются и знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход". Такой метод, например, использовали в Зеленограде.

    Другой вариант - подсветка угловых опор светофоров. Она дублирует сигнал на основном блоке, загораясь красным, желтым и зеленым цветом. При этом знаки переходов начинают мигать синхронно со светофором. Решение уже опробовали на регулируемом пешеходном переходе в Москве. Планы установить такие светофоры уже есть в Калуге.

    Работа кипит и в других регионах. Так, в Ялте в Крыму на всей протяженности объездной дороги до конца года установят также светофоры с подсветкой. Кроме того, для безопасности пешеходов проведут санитарную обработку кустарников и деревьев. Большой план наметили и в Свердловской области - там до 2020-го хотят привести к требованиям национальных стандартов сразу 500 нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных возле свердловских школ и детских садов. Установят освещение и "лежачих полицейских", а также мигающие желтые светофоры и дорожные знаки с подсветкой.

    Сделать зебры безопаснее планируют и в Подмосковье - более 40 пешеходных переходов в трех областных городах (Истра, Красногорск и Одинцово) оборудуют дополнительной подсветкой. За "иллюминацию" будут отвечать специальные лампы с направленным освещением. Эти лампы будут скрывать прямо под знаками "Пешеходный переход" и светить непосредственно на "зебру", делая ее ярким пятном на дороге. Работу новой техники будут тщательно мониторить. Если эксперимент окажется удачным, то переходы по новым принципам создадут и в других городах.

    Еще один интересный вариант придумали в Ярославле. Дублировать сигналы светофора на переходах там будет светодиодная плитка. Если пешеход уткнулся в телефон, то он все равно заметит "красный" или "зеленый". А что? Очень удобно.

    Интересный вариант, чтобы обезопасить пешехода, уткнувшегося в смартфон, собираются реализовать в Татарстане. Там, в самом начале "зебры" собираются нанести надписи: "Посмотри налево, потом посмотри направо". Тот, кто смотрит под ноги, а не на дорогу волей-неволей обратит внимание на такую надпись.

    Кстати, точно такие же надписи применяются в Лондоне. Правда, на них написано "посмотри направо". Понятно, что там это сделано для туристов, которые никак не могут привыкнуть к левостороннему движению.

    А от другой идеи - наносить "зебру" в виде 3-D разметки в Татарстане отказались. Действительно, если водитель увидит перед собой такие шпалы, он применит аварийное торможение. А это вовсе не способствует безопасности.

    Жалуйтесь скорее

    Разумеется, риск ДТП сильно увеличивается, если светофор неисправен. Конечно, городские службы рано или поздно узнают о поломке и направляют на место ремонтную бригаду, но авария к тому времени может уже произойти. Именно поэтому важно, как можно быстрее сообщить о проблеме. Для жителей Москвы теперь отправка такой жалобы займет не больше 30 секунд. До конца года на светофорах города установят более 14 тысяч табличек со специальными QR-кодами. Эти идентификаторы и будут принимать жалобы на работу светофора. Нужно лишь навести камеру смартфона на табличку, и телефон предложит перейти по ссылке в браузере. Одну из первых табличек установили на переходе через проспект Мира у входа на одноименную станцию метро. Здесь практически всегда наблюдается плотный поток машин с Ярославского шоссе. Его пересекает целая пешеходная река - по утрам и вечерам спешат на работу или в метро сотрудники десятков поблизости расположенных офисных центров. К тому же всего в 100 метрах от перехода проспект пересекают трамвайные пути. Если светофор сломается, транспортного коллапса не избежать. Именно поэтому важно, чтобы информация о сбое как можно скорее дошла до сотрудников транспортного комплекса.

    Как быстро отправить "светофорный SOS"? Нужно открыть на смартфоне приложение QR-сканер (его можно скачать в AppStore или в PlayMarket). Далее навести камеру на QR-код на табличке. После этого на экране сразу отобразится ссылка на страницу, где можно оставить жалобу. Предлагается выбор неисправностей семи видов: "черный", когда светофор вообще не работает, "желтое мигание", если отключился зеленый и красный сигнал, "перегорание ламп", если свет стал тусклым или погас, "развернут", если в результате ДТП или сильного ветра стойку перекосило, "поврежденное оборудование", если светофор пострадал от аварии или рук хулиганов, "нарушение внешнего вида", если его, например, разрисовали вандалы, и "режим работы", если у пешеходов не хватает времени перейти дорогу на разрешающий сигнал. Это позволяет службам быстро идентифицировать светофор и понять, что именно нужно сделать.

    В Московской области жалобы на работу светофоров можно подать через приложение "Добродел". Так же, как правило, у многих светофоров в Подмосковье прямо на опорах висят телефоны, куда звонить, если светофор неисправен.

    Махнуть на островок

    На широких улицах и магистралях, где нет подземных переходов, в стране сейчас массово создают так называемые "островки безопасности". Если пешеход не успевает перейти дорогу на "зеленый", то можно просто дождаться разрешающего сигнала в безопасной зоне посреди проезжей части.

    Не обошлось, правда, без скандала. На некоторых объектах строители просто не доделали работу и оставили посреди дороги своеобразные бетонные "ловушки", в которые и попали зазевавшиеся автомобилисты. Но тут вопрос уже к самому исполнению, а не идее. Ошибки, к счастью, быстро исправили, и теперь пешеходам стало гораздо комфортнее переходить улицу.

    Попадут под камеру

    Повышать безопасность пешеходов призваны и технические новинки. Фиксировать непропуск пешеходов водителями научили дорожные камеры. Первый такой комплекс заработал в Москве еще в 2016 году. Позитивный эффект не заставил себя ждать. До установки камеры на пешеходном переходе за год произошло более трех наездов на пешеходов. А после - ни одного!

    Вскоре эксперимент распространили на три округа столицы. Уже до конца 2019 года в Москве должны установить 200 таких комплексов. Камеры устанавливают на самых опасных для пешеходов участках. Работу проводит столичная Госавтоинспекция совместно с Центром организации дорожного движения. Кстати, уже скоро новые комплексы, могут появиться и в Московской области.

    Госавтоинспекция усиливает контроль

    Как пояснил заместитель руководителя российской Госавтоинспекции полковник полиции Олег Понарьин, целенаправленная деятельность Госавтоинспекции по повышению безопасности пешеходов продолжается. В рамках проводимых мероприятий прежде всего будет усилена надзорная функция Госавтоинспекции за соблюдением требований при содержании наземных пешеходных переходов, повсеместно пройдут рейды по контролю за состоянием дорожной разметки, в том числе возле детских образовательных организаций.

    Будет оценена деятельность владельцев дорог, дорожно-эксплуатационных организаций и должностных лиц на предмет правильности планирования работ по нанесению дорожной разметки, обеспечения ее круглогодичной различимости и своевременного восстановления, а также эффективность контроля со стороны владельца дороги за качеством работ по нанесению дорожной разметки и применяемых разметочных материалов.

    Кроме того, особое внимание будет уделено соблюдению водителями правил проезда пешеходных переходов. Повсеместно будут проводиться не только информационные и пропагандистские кампании, но и надзорные мероприятия. Будет усилена работа экипажей ДПС в этом направлении, в том числе с использованием автомобилей скрытого патрулирования.

    Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

    Поделиться