За последние 8 лет, по данным официальной статистики аварийности, смертность в результате ДТП сократилась в России в два раза. Цифры все еще пугают, но позитивная динамика наблюдается год от года. Так, за 9 месяцев этого года в авариях погибли 11,7 тысяч человек. Однако это на 10,4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Немалые усилия в Госавтоинспекции прикладывают, чтобы выправлять статистику на самом уязвимом направлении, сокращая число ДТП с пешеходами. С января по сентябрь произошло 31,1 тысяч наездов на пешеходов. В них погибли 2,9 тысяч человек. В 2018-ом для сравнения таких аварий произошло на 5,2 процента больше, а число жертв превышало сегодняшние показатели на 13,5 процентов.
Да, люди по-прежнему попадают под машины. Но ситуация с каждым годом выглядит все более обнадеживающей. А главное, нулевая смертность - это уже не просто пожелание, а основная задача национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и его составляющей - федерального проекта "Безопасность дорожного движения". Определены конкретные сроки реализации. Уже в 2024 году в авариях не должно гибнуть более 4 человек на 100 тысяч населения (так называемый показатель социального риска), а к 2030-му предполагается полностью свести на нет аварии с летальным исходом.
Один из действенных способов обеспечения стопроцентной безопасности пешеходов - создание пешеходных улиц. Логика проста: нет машины - нет проблемы. Конечно, метод скорее лежит на стыке развития урбанистики, создания комфортных городских пространств и только отчасти именно улучшения ситуации с аварийностью. Тем не менее, он отлично работает, и там, где раньше происходили наезды на людей, после изменений исключается даже теоретическая возможность таких ДТП. Так, если Арбат в Москве стал пешеходным еще в прошлом веке, то в наши дни такой статус присвоили Рождественке, Кузнецкому мосту, Столешникову и Камергерскому переулкам. Появились такие улицы и в области - например, в Сергиевом Посаде, Балашихе, Наро-Фоминске, Щелкове. В одном только 2016 году такими зонами обзавелись 16 подмосковных городов. Другие регионы также постепенно переходят на этот путь - буквально в этом месяце пешеходной стала улица профессора Баранова в Калининграде.
Надо, однако, признать, что метод все-таки достаточно радикален и не везде применим. Ведь пешеходными можно сделать все улицы, но где же тогда передвигаться транспорту, в том числе и общественному? Во многих случаях проезжую часть сужают, расширяя зону для прогулок.
В прошлом году водители совершили более 18,4 тыс. наездов на пешеходов на пешеходных переходах, в результате которых погибли 1 тыс. человек, более 18,4 тыс. получили ранения.
Как пояснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России полковник полиции Олег Понарьин, в темное время суток происходит каждый третий наезд на пешехода. В результате 523 человека погибли и 6922 были ранены. За счет целого комплекса мер число наездов снизилось на 6,9 процентов, погибших и раненых - на 18,2 процентов и 5,9 процентов соответственно. Положительная динамика есть, но в Госавтоинспекции темпы работ по повышению безопасности считают недостаточными.
Одно из решений - дополнительная подсветка зебры. Лампы устанавливают на верхней консоли над переходом. Они загораются синхронно с зеленым сигналом. В итоге, у автомобилистов появляется возможность вовремя оценить ситуацию. Кроме того, дополнительно подсвечиваются и знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход". Такой метод, например, использовали в Зеленограде.
Другой вариант - подсветка угловых опор светофоров. Она дублирует сигнал на основном блоке, загораясь красным, желтым и зеленым цветом. При этом знаки переходов начинают мигать синхронно со светофором. Решение уже опробовали на регулируемом пешеходном переходе в Москве. Планы установить такие светофоры уже есть в Калуге.
Работа кипит и в других регионах. Так, в Ялте в Крыму на всей протяженности объездной дороги до конца года установят также светофоры с подсветкой. Кроме того, для безопасности пешеходов проведут санитарную обработку кустарников и деревьев. Большой план наметили и в Свердловской области - там до 2020-го хотят привести к требованиям национальных стандартов сразу 500 нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных возле свердловских школ и детских садов. Установят освещение и "лежачих полицейских", а также мигающие желтые светофоры и дорожные знаки с подсветкой.
Сделать зебры безопаснее планируют и в Подмосковье - более 40 пешеходных переходов в трех областных городах (Истра, Красногорск и Одинцово) оборудуют дополнительной подсветкой. За "иллюминацию" будут отвечать специальные лампы с направленным освещением. Эти лампы будут скрывать прямо под знаками "Пешеходный переход" и светить непосредственно на "зебру", делая ее ярким пятном на дороге. Работу новой техники будут тщательно мониторить. Если эксперимент окажется удачным, то переходы по новым принципам создадут и в других городах.
Еще один интересный вариант придумали в Ярославле. Дублировать сигналы светофора на переходах там будет светодиодная плитка. Если пешеход уткнулся в телефон, то он все равно заметит "красный" или "зеленый". А что? Очень удобно.
Интересный вариант, чтобы обезопасить пешехода, уткнувшегося в смартфон, собираются реализовать в Татарстане. Там, в самом начале "зебры" собираются нанести надписи: "Посмотри налево, потом посмотри направо". Тот, кто смотрит под ноги, а не на дорогу волей-неволей обратит внимание на такую надпись.
Кстати, точно такие же надписи применяются в Лондоне. Правда, на них написано "посмотри направо". Понятно, что там это сделано для туристов, которые никак не могут привыкнуть к левостороннему движению.
А от другой идеи - наносить "зебру" в виде 3-D разметки в Татарстане отказались. Действительно, если водитель увидит перед собой такие шпалы, он применит аварийное торможение. А это вовсе не способствует безопасности.
Разумеется, риск ДТП сильно увеличивается, если светофор неисправен. Конечно, городские службы рано или поздно узнают о поломке и направляют на место ремонтную бригаду, но авария к тому времени может уже произойти. Именно поэтому важно, как можно быстрее сообщить о проблеме. Для жителей Москвы теперь отправка такой жалобы займет не больше 30 секунд. До конца года на светофорах города установят более 14 тысяч табличек со специальными QR-кодами. Эти идентификаторы и будут принимать жалобы на работу светофора. Нужно лишь навести камеру смартфона на табличку, и телефон предложит перейти по ссылке в браузере. Одну из первых табличек установили на переходе через проспект Мира у входа на одноименную станцию метро. Здесь практически всегда наблюдается плотный поток машин с Ярославского шоссе. Его пересекает целая пешеходная река - по утрам и вечерам спешат на работу или в метро сотрудники десятков поблизости расположенных офисных центров. К тому же всего в 100 метрах от перехода проспект пересекают трамвайные пути. Если светофор сломается, транспортного коллапса не избежать. Именно поэтому важно, чтобы информация о сбое как можно скорее дошла до сотрудников транспортного комплекса.
Как быстро отправить "светофорный SOS"? Нужно открыть на смартфоне приложение QR-сканер (его можно скачать в AppStore или в PlayMarket). Далее навести камеру на QR-код на табличке. После этого на экране сразу отобразится ссылка на страницу, где можно оставить жалобу. Предлагается выбор неисправностей семи видов: "черный", когда светофор вообще не работает, "желтое мигание", если отключился зеленый и красный сигнал, "перегорание ламп", если свет стал тусклым или погас, "развернут", если в результате ДТП или сильного ветра стойку перекосило, "поврежденное оборудование", если светофор пострадал от аварии или рук хулиганов, "нарушение внешнего вида", если его, например, разрисовали вандалы, и "режим работы", если у пешеходов не хватает времени перейти дорогу на разрешающий сигнал. Это позволяет службам быстро идентифицировать светофор и понять, что именно нужно сделать.
В Московской области жалобы на работу светофоров можно подать через приложение "Добродел". Так же, как правило, у многих светофоров в Подмосковье прямо на опорах висят телефоны, куда звонить, если светофор неисправен.
На широких улицах и магистралях, где нет подземных переходов, в стране сейчас массово создают так называемые "островки безопасности". Если пешеход не успевает перейти дорогу на "зеленый", то можно просто дождаться разрешающего сигнала в безопасной зоне посреди проезжей части.
Не обошлось, правда, без скандала. На некоторых объектах строители просто не доделали работу и оставили посреди дороги своеобразные бетонные "ловушки", в которые и попали зазевавшиеся автомобилисты. Но тут вопрос уже к самому исполнению, а не идее. Ошибки, к счастью, быстро исправили, и теперь пешеходам стало гораздо комфортнее переходить улицу.
Повышать безопасность пешеходов призваны и технические новинки. Фиксировать непропуск пешеходов водителями научили дорожные камеры. Первый такой комплекс заработал в Москве еще в 2016 году. Позитивный эффект не заставил себя ждать. До установки камеры на пешеходном переходе за год произошло более трех наездов на пешеходов. А после - ни одного!
Вскоре эксперимент распространили на три округа столицы. Уже до конца 2019 года в Москве должны установить 200 таких комплексов. Камеры устанавливают на самых опасных для пешеходов участках. Работу проводит столичная Госавтоинспекция совместно с Центром организации дорожного движения. Кстати, уже скоро новые комплексы, могут появиться и в Московской области.
Как пояснил заместитель руководителя российской Госавтоинспекции полковник полиции Олег Понарьин, целенаправленная деятельность Госавтоинспекции по повышению безопасности пешеходов продолжается. В рамках проводимых мероприятий прежде всего будет усилена надзорная функция Госавтоинспекции за соблюдением требований при содержании наземных пешеходных переходов, повсеместно пройдут рейды по контролю за состоянием дорожной разметки, в том числе возле детских образовательных организаций.
Будет оценена деятельность владельцев дорог, дорожно-эксплуатационных организаций и должностных лиц на предмет правильности планирования работ по нанесению дорожной разметки, обеспечения ее круглогодичной различимости и своевременного восстановления, а также эффективность контроля со стороны владельца дороги за качеством работ по нанесению дорожной разметки и применяемых разметочных материалов.
Кроме того, особое внимание будет уделено соблюдению водителями правил проезда пешеходных переходов. Повсеместно будут проводиться не только информационные и пропагандистские кампании, но и надзорные мероприятия. Будет усилена работа экипажей ДПС в этом направлении, в том числе с использованием автомобилей скрытого патрулирования.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"