Как сообщил на прошедшей в Екатеринбурге выставке "Дорога 2019" начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников, по итогам 9 месяцев этого года удалось добиться не только снижения количества дорожных происшествий на 3,4 процента и раненых в них на 2,7 процента, но и сокращения числа погибших на 10,4 процента.
Напомним, что к 2024 году социальный риск от ДТП должен составлять 4 погибших на 100 тысяч населения. По итогам прошлого года он был равен 12,5 погибших на 100 тысяч. Как пояснил заместитель начальника ГУОБДД МВД России полковник полиции Олег Понарьин, для достижения целевого показателя в 2019 году смертность в результате ДТП должна снизиться на 5 процентов по сравнению с показателем 2018 года.
Впрочем, расслабляться не стоит. Ведь год еще не окончен. К тому же если ситуацию рассматривать не в процентах, а в реальных числах, она не столь радужна. К 2024 году необходимо снизить смертность в результате ДТП до 5,5 тысяч человек в год. А по итогам 9 месяцев этого года на дорогах погибло 11,7 тысяч человек. И еще три месяца впереди для сбора данных. Ведь погибшим в ДТП считается тот, кто умер в течение месяца после происшествия.
К тому же на 2020-й и последующие годы предусмотрено еще более прогрессивное снижение числа погибших. А учитывая то, что все наиболее простые механизмы со временем себя исчерпывают, добиться этого будет очень нелегко.
Но давайте посмотрим, что было сделано за время действия национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Напомним: он начал действовать в декабре прошлого года. Уже в этом на реконструкцию дорог было выделено 111 миллиардов рублей. Но, как выяснилось, одними финансовыми ресурсами одолеть российское бездорожье невозможно. Об этом на том же форуме "Дорога 2019" заявил вице-премьер Максим Акимов. Из всех регионов лишь 13 субъектов полностью завершили ремонтные работы и привели дороги в нормативное состояние. Еще 30 регионов приближаются к финишной черте. Остальные - и близко к ней не подошли.
На следующий год финансирование увеличится еще на 16,5 миллиардов. Но для того, чтобы все поставленные задачи выполнялись более успешно, губернаторам необходимо собрать и сформировать команды профессионалов.
Есть некоторые противоречия и на уровне понятий. Дорожники и Госавтоинспекция по-разному толкуют само определение "нормативное состояние дорог". Дорожники уверены, что под этим подразумевается ровное покрытие. А в Госавтоинспекции считают, что это не только качественное дорожное полотно, но и вся сопутствующая инфраструктура: знаки, разметка, светофоры, освещение, разделительные полосы, отбойники, а также оборудованные стоянки и площадки для отдыха водителей. Ведь само по себе ровное покрытие дороги далеко не всегда гарантирует безопасность. В большей степени это достигается именно ее обустройством.
- Для нас важно, чтобы пропускная способность дороги соответствовала перспективной интенсивности движения, поясняет полковник полиции Олег Понарьин. - Чтобы видимость на дороге - и прямая, и боковая - обеспечивалась и днем, и ночью, а разметка была в любое время года. Основная проблема, которую мы выявляем, когда выезжаем на ДТП, это отсутствие разметки. На многополосных дорогах должны применяться осевые ограждения. Все это обеспечит безопасность движения и повлияет на тяжесть последствий ДТП. Сейчас устанавливаются значительные объемы тросовых ограждений. Вместе с тем, мы понимаем, что невозможно в одночасье реконструировать все дороги на территории страны.
В рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения" - одного из составляющих национального проекта - обновляется и увеличивается парк патрульных автомобилей Госавтоинспекции. В территориальные органы внутренних дел поставляются технические средства контроля за состоянием автомобильных дорог и транспортных средств, медицинские укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. По словам главы российской Госавтоинспекции Михаила Черникова, на данный момент заключено 20 контрактов, предусматривающих закупку более 4 тысяч патрульных автомобилей, свыше 5 тысяч медицинских укладок, и 4 тысяч технических средств измерений.
Понятно, что без патрульных автомобилей никак не обойтись. Ведь камеры фото - и видеофиксации нарушений не способны выявлять пьяных водителей на дороге, лихачей, вылавливать тех, кто скрылся с места нарушения, и останавливать лишенных права управления. Это могут делать только инспекторы на дорогах, и только на современных и достаточно мощных автомобилях.
Медицинская укладка - это не аптечка в машине, с помощью которой можно забинтовать порезанный палец и закрепить бинт пластырем. Это серьезный набор медицинских инструментов и препаратов, которые действительно позволяют оказать действенную первую помощь пострадавшему в ДТП и тем самым увеличить его шансы на выживание. Кстати, тема своевременной и оперативной доставки пострадавших в ближайшие или специализированные клиники была едва ли не одной из главных на прошедшей выставке. У нас "скорые" работают с территориальной привязкой. Ближайшая больница, где способны оказать помощь пострадавшему в ДТП, может находиться в паре километров от места происшествия, но, если это территория соседней области, пациента туда не повезут. А отправятся километров за тридцать, руководствуясь территориальной привязкой. Этот принцип необходимо пересмотреть. Разрешить ситуацию могли бы местные органы власти, если, конечно, они заинтересованы в том, чтобы пострадавшие люди выжили. Во всяком случае, Госавтоинспекция в этом заинтересована.
Что касается средств измерения, то речь идет, в том числе, и о тех, которые позволяют выявить недостатки дорожного покрытия. Ямы, провалы, колейность - это обыденность наших дорог, которая негативно влияет на безопасность передвижения. Для того, чтобы аргументировано объяснить дорожникам, что именно требуется исправить, и нужны такие приборы. Ведь надзор за дорогами с Госавтоинспекции никто не снимал.
Желательно, конечно, вернуть ей и обязанность по согласованию проектов организации дорожного движения. Повсеместное строительство прямо посередине проезжей части островков безопасности без каких-либо предупреждений, уже стало притчей. Благо, при наездах на них пока никто не погиб.
Понятно, что и дороги, и машины, и средства контроля требуют денег, которые выделяет бюджет. Но есть мероприятия, способствующие повышению дорожной безопасности, но не требующие денег. Та же пропаганда безопасности дорожного движения в школах, в детских садах, в трудовых коллективах. Как подчеркнул заместитель руководителя российской Госавтоинспекции полковник полиции Олег Понарьин, участники заседаний, форумов и круглых столов, состоявшихся в рамках выставки, солидарны во мнении, что необходимо менять сознание участников дорожного движения. Важно не только строить качественные дороги с развитой и современной инфраструктурой, но и воспитывать сознательных граждан, которые могут правильно и безопасно вести себя на этих дорогах.
- Без изменения сознания населения цели по снижению смертности на российских дорогах не достигнуть, - поясняет Олег Понарьин. - Этого мы добиваемся с помощью проведения социальных кампаний, таких как "Однозначно", посредством работы с детьми, юными инспекторами движения, проведения тренингов для будущих родителей в перинатальных центрах и родительных домах.
Президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре представила социальную кампанию "Однозначно". Цель компании - объяснить людям, что не надо ездить с калькулятором в голове. Если стоит знак 60 км/ч, его надо понимать буквально как максимальное ограничение скорости, и не вычислять пресловутое нештрафуемое превышение.
- Социальная кампания бьет по стереотипу, что нет ничего страшного в том, чтобы превысить скорость на 10-19 километров в час, - поясняет Наталья Агре. - Мы должны строить прекрасные современные дороги и воспитывать поколение, которое пользуется ими правильно, заботится о своей безопасности, и безопасности других участников движения.
Словом, дорожные знаки следует понимать однозначно. Разночтений здесь быть попросту не может! А что до так называемого "нештрафуемого предела", то дело ведь не в том, оштрафуют тебя за нарушение или нет. Дело в самом факте нарушения, который может привести к роковым последствиям. Даже если речь идет о тех самых 10-20 км/ч, которые многие водители безответственно плюсуют к разрешенной скорости. Кстати, в ПДД довольно много правил, за нарушение которых Кодекс об административных правонарушениях наказания не предусматривает. Но неужели наказание - это единственный способ заставить нас беспокоиться о своей безопасности и о жизнях других людей, оказавшихся рядом на дороге?
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"