По оценкам экспертов, нововведение коснется примерно 70% участников рынка автоперевозок - всех тех, кто работает "частным образом", не оформляя себя как индивидуальный предприниматель. Для ИП и организаций такое требование действовало и раньше.
Тахографы нужны для контроля безопасности движения. Эти устройства непрерывно регистрируют скорость и маршрут автомобиля, время работы и отдыха водителя. Все данные записываются на карту памяти в автономном режиме, то есть стереть или исправить их нельзя. Все попытки остановить регистрацию показаний или подправить итоговый отчет отразятся в памяти устройства. Получить доступ к данным могут только специалисты, имеющие специальный ключ.
В России пока мало значения придают безопасности перевозок. Так, в зарубежных странах было бы сложно заставить водителя продолжать движение после окончания рабочего дня, но у нас в стране таких случаев немало, что приводит к росту числа аварий, объяснили "РГ" в Ространснадзоре необходимость тахографов.
Внедрение тахографов должно привести к снижению аварийности. "Дальнобойщики работают на износ, водят каждый день, а контроля за их состоянием нет", - говорит завкафедрой Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Николай Лушников. С помощью тахографа удастся контролировать не только режим работы и отдыха, но и манеру езды. Вот только затраты на оснащение машин тахографами все же скажутся на конечной цене перевозимых товаров, замечает эксперт.
"Установка тахографа для владельцев грузовиков - весьма накладное мероприятие", - рассказывает "РГ" председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. По его оценке, вместе с оформлением всех необходимых документов нужно будет потратить 50-60 тысяч рублей, что сопоставимо с месячным доходом перевозчика.
При этом также с 1 ноября штрафы за отсутствие тахографа вырастут. Для водителей они составят 3-5 тысяч рублей, для должностных лиц, выпустивших на линию такой транспорт, - 7-10 тысяч, ИП заплатят 15-25 тысяч, организации - 20-50. До этого штрафы за отсутствие тахографа для граждан составляли от 1 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тысяч рублей.
Также с ноября меняются штрафы за нарушение водителем режима труда и отдыха. Ранее за это штрафовали на 1-3 тысячи рублей, теперь же водителю придется платить штраф в 1,5-2 тысячи рублей, должностным лицам -до 10 тысяч рублей, ИП - до 25 тысяч, организацию могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей.
Оштрафовать могут и за неправильно установленный тахограф. Поэтому прибор нужно устанавливать в компании, имеющей на это полномочия, пояснили "РГ" в Федерации автовладельцев России. Такие организации обладают лицензией на оснащение транспортных средств тахографами и лицензией ФСБ, дающей право на работу с криптографической защитой информации. Сам прибор должен пройти поверку и содержать пломбу.