05.11.2019 00:08
    Поделиться

    Саратовский театр показал на сцене Большого балет "Вешние воды"

    Саратовский театр показал на сцене Большого "Вешние воды"
    Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку" продолжает удивлять. После "Идиота" Омского музыкального театра по роману Достоевского свое прочтение отечественной классики представил Саратовский театр оперы и балета. Для "Вешних вод" предоставил сцену Большой театр, и спектакль собрал аншлаг с обширной саратовской диаспорой.
    Предоставлено Саратовским театром

    Манков у постановки несколько. Это первый балет замечательного современного композитора Владимира Кобекина, много раз воплощавшего классическую литературу в опере (Библия в прославившем Дмитрия Чернякова "Молодом Давиде" с либретто Алексея Парина, Шекспир, Чехов, Толстой и так далее). Поставил балет 44-летний хореограф Кирилл Симонов, по инерции числимый в молодых, хотя уже и по дате рождения, и по количеству заслуг перекочевавший в просто действующих и востребованных. Композитор и хореограф уложили Тургенева в два акта, и ставший компактным сюжет не пострадал: скучающий русский барин Санин (очередное альтер эго Тургенева) в прогулках по Европе влюбляется в прекрасную юную итальянку Джемму, доказывает ей свое мужество, обещает жениться и, уехав улаживать финансовые дела, пропадает в никчемной связи с алчной замужней дамой.

    Владимир Кобекин поработал в балетном монастыре согласно его уставу: красочные интродукции, перемены разных по эмоциям сцен, дивертисментные вставки со всё примиряющим вальсом помогают действию, не представляя притом проблемы для танцующих. В хореографии все менее радужно. Симонов не без трепета и очень грамотно развел дуэты и кордебалетные сцены, соблюдая баланс лирического и массового, а в повествовательные узлы вроде объяснения Санина с Джеммой или соблазнения героя добавил нужный градус чувств лаконичной пантомимой. Но с собственно танцевальным языком оказалось чуть хуже. Имея свои сложившиеся представления о современной хореографии, Симонов метит смятение героев частыми полупальцами и открытыми арабесками, вытаскивает настроение "вешних вод" выжавшей из кордебалета все возможности неудобной сменой вектора движений - то есть типичным набором хореографии Баланчина. А притом сцены приступа у ребенка или дуэли решает буквально, с непременным хлопком выстрелов - да их иначе как реалистично и не решить. В итоге опыт наращивания Баланчина на драмбалетную основу получается не слишком гладким, хотя и более интересным, пойди постановщик по традиционному пути без изысков.

    В конечном счете все горести любви ничем не отличаются от любых других горестей, завязанных на человеческом безволии и бездумье

    Выигрышем оказалось сценографическое решение. Художники-постановщики Екатерина Злая и Александр Барменков выкрасили сцену в тяжелый серый, прорезав пространство гостиной, кафе, катка голыми стволами, и так уравновесив белые платья вместе со всем тургеневским романтизмом привкусом триллера. В нем даже малиновый диван порочной Полозовой не выглядит нарочитым, усиливая ощущение современной эклектики и оттого близости переживаний героев сегодняшнему дню. Дважды в спектакле - сначала темой, потом напоминанием - появляются игрушечные лошадки на тростях, символизируя хрупкость людских отношений и наше неизбывное желание играть, даже когда дело касается чего-то серьезного. В конечном счете все горести любви ничем не отличаются от любых других горестей, завязанных на человеческом безволии и бездумье. Радует, что эту грустную тургеневскую мысль донесло до зрителей искусство танца.

    Поделиться